Экологический проект «Растения нашей группы».

Проект «Комнатные растения – наши друзья» для детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Муравьева Ирина  Владимировна, воспитатель группы № 3, МБДОУ «Детский сад №37».                                           

Актуальность:

«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». Г. – Х. Андерсен.

С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.

Большую часть года дошкольники проводят  в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную.      Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.

Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем  душой.

Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения – наши друзья» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, развить интерес к окружающему миру.

 Вид проекта: практико-ориенированный, групповой, среднесрочный.

 Сроки реализации проекта: с 1 февраля по 31 марта 2016 г.

Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели группы, родители.

Образовательная область: «познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Цель:  Расширить  экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленные на благоустройство и озеленение группы.

Задачи:

Ожидаемый результат проекта.

Этапы реализации проекта

1 этап  Подготовительный-организационный.

2 этап Практический .

 1. Беседы:

«Полезные советы»,«Комнатные растения в интерьере»,

«Знакомство с комнатными растениями»,

«Какие комнатные растения живут у вас дома?»,

«Что мне больше всего запомнилось и понравилось».

 2.Образовательная деятельность:

Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

«Путешествие в царство комнатных растений»,«Комнатные растения»,

Коммуникация «Комнатные растения»,

3. Чтение художественной литературы:

Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка»,

«Привередица» русская народная сказка,

стихотворения Е.Благинина «Бальзамин»,

Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др.,Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка» и др.,

В. Тушнова «Не понимаю»,

С. Каратов «Комнатные цветы»,

Н. Нищева «Комнатные цветы»,

О. Аленкина «Кактус»,

И. Евдокимова«Кактус»,

Ю. Лысаков «Кактус»,

Б. Ферпер «Бегония»,

Б. Пастернак «Герань» и др.

4. Работа в книжном уголке:

предметные картинки по теме,

картины из серии «Уход за комнатными растениями»,

 5. Поисково-познавательная деятельность:

Экскурсия в соседнюю группу.

 6. Опытно-экспериментальная деятельность:

Наблюдение 1. Комнатные растения украшают наш дом.

Наблюдение 2. Сравнение комнатного и садового растения (бархатцы).

Наблюдение – исследование 3. Надо ли поливать растение?

Наблюдение - опыт 4. Какую воду любят растения?

Наблюдение – опыт 5. С водой и без воды.

Наблюдение 6. Результаты опыта «С водой и без воды».

Наблюдение 7. Индивидуальные потребности некоторых растений.

Наблюдение 8. За протиранием широких листьев фикуса.

Наблюдение 9. Опрыскивание растений.

Наблюдение - опыт 10. Для чего корешки?

Наблюдение 12. За появившимися корешками у черенков и их посадка.

Наблюдение 13. Как размножаются растения.

.Наблюдение 14. В погоне за светом.

Наблюдение 15. Рассматривание нового растения - фиалка.

 7.Создание выставок:

выставка  «Цветочная фантазия»(любимое комнатное растение),

выставка «Цветы своими руками»,

8. Продуктивная деятельность:

 «Фиалка в горшке» (рисование),

«Хлорофитум» (лепка);

«Цветок»(оригами)

9. Экологические игры:

«Если бы ты был комнатным цветком».

10.Дидактические игры:

«Узнай растение»,

«Что изменилось?»,

«Найди по описанию растение»,

 «Найди такой же»,     

«Чего не стало»,

«Найди, о чем расскажу»,

«Большие и маленькие»,

 «Опиши, а мы отгадаем»,

 «Что лишнее»,

 «Опиши цветок»,

 «Собери цветок»,

 «Собери букет»,

«Какого цветка не стало?»,

 12.Подвижные игры:

«Солнышко и дождик»,

«Цветы и ветер»,

«Растения»,

«Кто быстрее посадит цветы».

 13.Хороводные игры:

«Мы на луг ходили»,

«Галя по садочку гуляла».

 14.Настольные игры:

«Выложи цветы» (мозаика),

«Собери комнатное растение»,

«Собери букет»,

«Цветочное лото»,

Домино – «Цветы».

 «Дюймовочка».

 15.Трудовая деятельность:

поливка комнатных растений,

мытье комнатных растений,

уход за комнатными растениями: удобрение, рыхление,

посадка рассады цветов,

черенкование комнатных растений,

пересадка комнатных растений,

наблюдение за комнатными растениями в группе,

сравнение комнатных растений.

 16.Самостоятельная игровая деятельность детей:

рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями,раскрашивание цветов в раскрасках,продуктивные виды деятельности,настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры,составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.

17.Музыка:

П. Чайковский «Вальс цветов»,

отрывок из Concerto for cello e-moll Ф. Мендельсона,

музыкальный отрывок из «Ромео и Джульетты» С.С. Прокофь­ева

музыкальный отрывок из Humoresque А. Дворжака.

 18. Просмотр мультфильмов:

«Дюймовочка»

 19.Презентации:

«Комнатные растения»,

«Как комнатные растения влияют на нашу жизнь?»,

 «Комнатные растения – зеленые санитары»,

20.Работа с родителями:

создание лаборатории,

подбор познавательного и иллюстрированного материала,

составление картотеки  «Сборник загадок про комнатные растения»,

выставка «Мое любимое комнатное растение»

3 этап  Презентация.

альбом «Паспорт комнатных растений»,

картотека «Все о комнатных растениях: стихи ,загадки »,(приложение 3)

картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями,(приложение 2)

карточки – схемы по уходу за комнатными растениями,

презентация «Комнатные растения»,

выставка «Мое любимое комнатное растение»,

викторина «Кто что знает о комнатных растениях»

Итоги проекта

Дети, родители и педагоги получили  возможность расширить знания о комнатных растениях, их значимости в жизни человека, сформировать практические  навыки ухода за комнатными растениями и расширить экологическую среду группы.

4 этап Рефлексия.

В ходе реализации данного проекта у детей:

– обогатилась предметно-развивающая среда в группе;

– сформировалась система знаний о комнатных растениях ,практические навыки ухода за комнатными растениями;

– дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных  ситуациях;

– родители стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада

 Наши перспективы:

-участие в смотре –конкурсе «Уголок природы»;

-продолжать обогащать развивающую среду ;

-создание и оформление с детьми фенологического уголка;

-распространение опыта работы в данном направлении.

Приложение 1 Фотоматериалы

Размножение драцены

Посадка семян лука и яблока