Экологический проект «Растения нашей группы».
Проект «Комнатные растения – наши друзья» для детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Муравьева Ирина Владимировна, воспитатель группы № 3, МБДОУ «Детский сад №37».
Актуальность:
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». Г. – Х. Андерсен.
С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.
Большую часть года дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.
Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.
Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения – наши друзья» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, развить интерес к окружающему миру.
Вид проекта: практико-ориенированный, групповой, среднесрочный.
Сроки реализации проекта: с 1 февраля по 31 марта 2016 г.
Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели группы, родители.
Образовательная область: «познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Цель: Расширить экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленные на благоустройство и озеленение группы.
Задачи:
- Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
- Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
- Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
- Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
- Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
- Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
- Развивать творческие способности детей.
- Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
- Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.
Ожидаемый результат проекта.
- Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
- Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
- Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.
- Обогащение словарного запаса детей по данной теме.
- Приобретение практических навыков.
- Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
- Расширение экологической среды группы.
- Активное участие родителей в жизни группы.
Этапы реализации проекта
1 этап Подготовительный-организационный.
- Определить цель и задачи проекта.
- Изучить и создать информационную базу по проекту.
- Выбор оборудования и материалов.
- Составить план проекта.
- Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.
2 этап Практический .
- Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
- Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
- Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
- Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
- Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
- Развивать творческие способности детей.
- Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
- Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.
1. Беседы:
«Полезные советы»,«Комнатные растения в интерьере»,
«Знакомство с комнатными растениями»,
«Какие комнатные растения живут у вас дома?»,
«Что мне больше всего запомнилось и понравилось».
2.Образовательная деятельность:
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
«Путешествие в царство комнатных растений»,«Комнатные растения»,
Коммуникация «Комнатные растения»,
3. Чтение художественной литературы:
Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка»,
«Привередица» русская народная сказка,
стихотворения Е.Благинина «Бальзамин»,
Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др.,Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка» и др.,
В. Тушнова «Не понимаю»,
С. Каратов «Комнатные цветы»,
Н. Нищева «Комнатные цветы»,
О. Аленкина «Кактус»,
И. Евдокимова«Кактус»,
Ю. Лысаков «Кактус»,
Б. Ферпер «Бегония»,
Б. Пастернак «Герань» и др.
4. Работа в книжном уголке:
предметные картинки по теме,
картины из серии «Уход за комнатными растениями»,
5. Поисково-познавательная деятельность:
Экскурсия в соседнюю группу.
6. Опытно-экспериментальная деятельность:
Наблюдение 1. Комнатные растения украшают наш дом.
Наблюдение 2. Сравнение комнатного и садового растения (бархатцы).
Наблюдение – исследование 3. Надо ли поливать растение?
Наблюдение - опыт 4. Какую воду любят растения?
Наблюдение – опыт 5. С водой и без воды.
Наблюдение 6. Результаты опыта «С водой и без воды».
Наблюдение 7. Индивидуальные потребности некоторых растений.
Наблюдение 8. За протиранием широких листьев фикуса.
Наблюдение 9. Опрыскивание растений.
Наблюдение - опыт 10. Для чего корешки?
Наблюдение 12. За появившимися корешками у черенков и их посадка.
Наблюдение 13. Как размножаются растения.
.Наблюдение 14. В погоне за светом.
Наблюдение 15. Рассматривание нового растения - фиалка.
7.Создание выставок:
выставка «Цветочная фантазия»(любимое комнатное растение),
выставка «Цветы своими руками»,
8. Продуктивная деятельность:
«Фиалка в горшке» (рисование),
«Хлорофитум» (лепка);
«Цветок»(оригами)
9. Экологические игры:
«Если бы ты был комнатным цветком».
10.Дидактические игры:
«Узнай растение»,
«Что изменилось?»,
«Найди по описанию растение»,
«Найди такой же»,
«Чего не стало»,
«Найди, о чем расскажу»,
«Большие и маленькие»,
«Опиши, а мы отгадаем»,
«Что лишнее»,
«Опиши цветок»,
«Собери цветок»,
«Собери букет»,
«Какого цветка не стало?»,
12.Подвижные игры:
«Солнышко и дождик»,
«Цветы и ветер»,
«Растения»,
«Кто быстрее посадит цветы».
13.Хороводные игры:
«Мы на луг ходили»,
«Галя по садочку гуляла».
14.Настольные игры:
«Выложи цветы» (мозаика),
«Собери комнатное растение»,
«Собери букет»,
«Цветочное лото»,
Домино – «Цветы».
«Дюймовочка».
15.Трудовая деятельность:
поливка комнатных растений,
мытье комнатных растений,
уход за комнатными растениями: удобрение, рыхление,
посадка рассады цветов,
черенкование комнатных растений,
пересадка комнатных растений,
наблюдение за комнатными растениями в группе,
сравнение комнатных растений.
16.Самостоятельная игровая деятельность детей:
рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями,раскрашивание цветов в раскрасках,продуктивные виды деятельности,настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры,составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.
17.Музыка:
П. Чайковский «Вальс цветов»,
отрывок из Concerto for cello e-moll Ф. Мендельсона,
музыкальный отрывок из «Ромео и Джульетты» С.С. Прокофьева
музыкальный отрывок из Humoresque А. Дворжака.
18. Просмотр мультфильмов:
«Дюймовочка»
19.Презентации:
«Комнатные растения»,
«Как комнатные растения влияют на нашу жизнь?»,
«Комнатные растения – зеленые санитары»,
20.Работа с родителями:
создание лаборатории,
подбор познавательного и иллюстрированного материала,
составление картотеки «Сборник загадок про комнатные растения»,
выставка «Мое любимое комнатное растение»
3 этап Презентация.
альбом «Паспорт комнатных растений»,
картотека «Все о комнатных растениях: стихи ,загадки »,(приложение 3)
картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями,(приложение 2)
карточки – схемы по уходу за комнатными растениями,
презентация «Комнатные растения»,
выставка «Мое любимое комнатное растение»,
викторина «Кто что знает о комнатных растениях»
Итоги проекта
Дети, родители и педагоги получили возможность расширить знания о комнатных растениях, их значимости в жизни человека, сформировать практические навыки ухода за комнатными растениями и расширить экологическую среду группы.
4 этап Рефлексия.
В ходе реализации данного проекта у детей:
– обогатилась предметно-развивающая среда в группе;
– сформировалась система знаний о комнатных растениях ,практические навыки ухода за комнатными растениями;
– дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях;
– родители стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада
Наши перспективы:
-участие в смотре –конкурсе «Уголок природы»;
-продолжать обогащать развивающую среду ;
-создание и оформление с детьми фенологического уголка;
-распространение опыта работы в данном направлении.