Путешествие в весенний лес.

Автор Мардаровская  Светлана Валерьевна.

Учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Максима Горького».

 1 класс

Цель:

Оборудование: зелёные пилотки, народные приметы, карта путешествия (Лес, Птичья поляна, поляна Цветов), дети в образе Весны, Ландыша, Одуванчика, Мать-и –мачехи, Подснежника, Лягушонка, презентация – слайды с фотографиями птиц, зверей; аудиозаписи – голоса птиц, шум леса.

 Ход путешествия:

1.     Подготовка к путешествию.

- Какое время года наступило?

Загадка.

Кончилось время

Снега и льда.

Берег реки

Затопляет вода.

День удлиняется,

Ночь убывает.

Как это время

Скажи, называют? (Весна)

- По каким признакам мы узнаём, что пришло время весны? (На доске можно поместить таблички с характерными приметами весны).

- Чтобы отправиться в путешествие, мы должны уметь узнавать погоду по народным приметам. Если путешествию будет сопутствовать плохая погода, мы не получим от него никакого удовольствия.

- Какие народные приметы вы знаете?

- А сейчас выберите из предложенных примет только те, которые рассказывают о хорошей погоде.

- Погоду мы определили. День предстоит хороший – погожий.

- Итак, мы – путешественники. Надели пилотки. Наш девиз: «Любить и охранять родную природу».

- Давайте дадим клятву:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом!

Итак, в путь! В гости к весне!

(Звучит музыка.)

2. Мы входим в Лес…

- И вот мы в лесу.

ДЕТИ (приветствуют Лес): Здравствуй, Лес, могучий Лес, полный сказок и чудес!

- Только не за грибами, не за ягодами и цветами мы пришли, а за чудесами. Даже взрослые, и те встречаются на лесных тропинках с неведомым, таинственным.

- Знаете, что в лесу есть этажи?

- В высоком старом лесу их 5. Учёные их называют ярусами. (Показ слайдов)

5 этаж – это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов.

4 этаж – кроны деревьев пониже: берёзок, рябин, сосен.

3 этаж – кусты и совсем молодые деревца – подлесок.

1 - 2 этажи – травы, цветы, мхи.

На каждом из 5 этажей расположены квартиры. В подвале, под землёй живут мыши, кроты, землеройки. На 1 этаже гнездятся рябчики, глухари, тетерева.

Живёт ёж, заяц, косуля, кабан. Большинство певчих птиц вьют свои гнёзда на низких деревцах. Дятел, сорока, сойка – на 4 этаже. Выше всех на 5 этаже строят жилище иволги, хищные птицы - ястребы.

- Давайте, ребята, вызовем Весну песней. (Дети поют весеннюю песенку).

- А вот и Весна. (Под музыку входит ВЕСНА, с венком на голове, в цветном платье).

ВЕСНА:

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.                    

- Ребята, а какие цвета в природе весной мы наблюдаем?

ВЕСНА. Верно. Самые приметные цвета весной – ярко-голубой и зелёный.

- А какие изменения происходят весной? (Таяние снега, ледоход, половодье, развёртывание листьев, прилёт птиц, цветение деревьев и кустарников, появление у животных потомства).

ВЕСНА: - Молодцы, ребята, ничего не забыли. Я, Весна - красна, бужу землю ото сна, наполняю соком почки, на полях ращу цветочки, прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход. Всюду - в поле и в лесу - людям радость я несу. Разбуженные теплом, просыпаются первые насекомые, распускаются первые цветы, начинается прилёт птиц, пробуждаются от сна берёзы.

- Отгадайте-ка мои загадки!

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой – улей - пчела первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Я раскрываю почки в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю, движения полна.

Как зовут меня?

ВЕСНА: А теперь встанем в круг и поведём весёлый хоровод.

ДЕТИ: (водят хоровод и поют)

Как пришла в сады цветущая весна,

Посадили мы берёзку у окна

Стали, стали мы берёзку поливать,

Стали песенку такую напевать:

«Ты расти, моя красивая, расти,

Всем на радость, зеленея, шелести!

Ты расти, расти, берёзка, вырастай,

Всем на радость, зеленея, расцветай!»

(слова  Г. Бойко, музыка Л. Когана)

 ВЕСНА увидела ЛЯГУШОНКА, который сидел у пенька и грустил.

ВЕСНА: Что случилось, Лягушонок?

ЛЯГУШОНОК (вздыхает): Тут недавно были (плачет), они… они… обижали…

ВЕСНА: Ребята, ЛЯГУШОНОК так расстроился, что не может говорить. Очевидно, здесь были те, кто не бережёт природу.

Игра – эстафета «Очисти лес. Собери разбросанный мусор».

- Лес нуждается в защите человека от человека. Какие бы знаки вы поставили на въезде в парк или в лес? Нарисуйте.

ДЕТИ: (рисуют знаки и объясняют их)

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа.

Давайте же её всегда беречь!

- Как думаете, с какими словами обратились бы друзья леса к человеку, идущему в Лес с топором в руке? (Ответы детей)

ВЕСНА: Молодцы, ребята!

Не руби берёзы белой,

Не губи глуши лесной!

Не губи и зла не делай!

А особенно весной.

ЛЯГУШОНОК: Как приятно, когда ребята знают и берегут природу: деревья, цветы, птиц, муравьёв и нас, лягушек.

ДЕТИ: Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – маленькая рана, нанесённая природе. А ведь природе очень трудно залечивать даже маленькие раны.

ВЕСНА: Вы, ребята, настоящие друзья природы.

3.     Птичья поляна.

ВЕСНА:  Вот и добрались мы до Птичьей поляны. А в какое время года перелётные птицы вновь возвращаются в родные края?

ДЕТИ (инсценировка стихотворения Г. Ладонщикова «Спор на скворешне»):

Этот случай был в апреле,

С юга птицы прилетели.

Тает снег, а воробья

Выгоняют из жилья.

- Убирайся вон, задира! –

Просвистел ему скворец.

- Ни за что! Моя квартира!

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз

Терпеливо перенёс.

А сейчас под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю.

И не тронусь, хоть убей! –

Прочирикал воробей.

- Не упрямься! Мне в наследство

Этот дом остался с детства.

Вылетай!

Мой клюв остёр. А не то…

Но тут во двор

Со скворечней Миша вышел,

Быстро с нею влез на крышу,

Тут же крепко привязал

И приветливо сказал:

- Я, друзья, сердечно рад.

Охраняйте вместе сад.

Только Миша слез долой,

Воробейка удалой

В новый дом переселился

И с соседом помирился!

ВЕСНА: Прилетевшие с юга, а также перезимовавшие у нас птицы ищут пары и вместе устраивают гнёзда. Голоса птиц, зазывающих себе пару в гнездо, особенно слышны в мае. (Можно послушать голоса птиц, показать картинки, или попросить детей рассказать, каких птиц они умеют узнавать по голосам и каких по «платью»).

4.     Поляна Цветов

ВЕСНА: А вот и самое красивое место в моих владениях – цветочная поляна. Нравится?

- Словно от прикосновения доброй волшебницы расцветают весной лесные полянки.

- Давай пройдёмся медленно по лесу

И «Здравствуй!» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их и срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать. (С. Вургун)

 - Как пахнет цветами! Только где же они? А вы их, ребята, знаете? Угадайте, какой это цветок.

 ПОДСНЕЖНИК: Я вырос на лесной проталинке, колокольчик маленький. Краску взял себе с небес и украсил ею лес.

 ЛАНДЫШ: Я зацветаю в мае, когда весенний первый гром как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом! Живу в тени, под дубками. В моих белоснежных цветах кормятся первые насекомые. К сожалению, я стал редким гостем и занесён в Красную книгу.

 ОДУВАНЧИК (хвастливо): А я не жалуюсь! Расту везде, где упадут на парашютиках мои семена. Корень у меня длинный, крепкий, а вот листья хрупкие.

 МАТЬ – И – МАЧЕХА: Ой, одуванчик! Цвести бы мне столько, сколько тебе! Я самый первый цветок, поэтому мне все радуются, а иногда срывают меня, очень обижая этим. И я всех прошу: «Остановитесь на мгновение, замрите, посмотрите, как красиво вокруг!»

 ЦВЕТЫ (поочередно):

Удивителен утренний лес!

Храм цветов и рогатых улиток!

Он как будто бы вылеплен весь

Из тончайших серебряных ниток.

Паутинки звенят на весу

И колеблются в розовом дыме.

Будто гусли оставив в лесу,

Гусляры не вернулись за ними.

И навеки забытые тут,

Пробужденные ветром рассвета,

Гусли тихо и грустно поют

Песню запаха, звука и цвета!

Дети могут прочесть стихи.

 ПОДСНЕЖНИК

Вот букет: он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись лепестки...

Это мы срываем без разбора

Беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю!

Быстро вянет нежный первоцвет,

Пусто, скучно стало на поляне:

Вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое,

Ведь подснежники не могут нам сказать:

«Наслаждайтесь нашей красотою –        

Только очень просим нас не рвать!»

(И. Абдулаева)

 М. Симонова

Василька срывать не стану.

Василька срывать не стану

И ромашки золотой,

Лучше сразу всю поляну

Увезу к себе домой.

 Прихвачу тихонько поле

И в росе блестящий луг,

Поселю их в нашей школе,

Подарю тебе, мой друг.

 И когда чуть-чуть взгрустнётся,

Снег весь мир заполонит,

Одуванчик улыбнется,

Колокольчик зазвенит.

 Не завянет медуница,

Не погаснет мой букет,

Наше лето сохранится

На рисунке много лет.

 - Ребята, как же хорошо в лесу!

ДЕТИ:

В прекрасном мире веток и теней,

Все то, что живо, музыкою дышит,

Здесь все поёт! Здесь даже муравей

Ползёт, поёт и сам себя не слышит.

5.     Викторина

ВЕСНА: Устали мы немного. Давайте отдохнём. Сделаем привал. Наберём в лукошко подарочков – солнечных весенних зайчиков. Ответим на вопросы лесной викторины.

Молодцы!

6.     Итоги

- Вот и закончилось наше путешествие. Что же показалось вам самым интересным? Запомнилось? О чём мечтаете? Что скажете на прощание Лесу? Какими чудесами он богат?

Скажем на прощанье лесу: «До свидания,

Ты расти на радость людям,

Мы любить тебя вечно будем,

Тёмный лес, чудный лес,

Полный сказок и чудес!»