Путешествие в весенний лес.
Автор Мардаровская Светлана Валерьевна.
Учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Максима Горького».
1 класс
Цель:
- формирование умения видеть прекрасное в окружающей природе,
- учить наблюдать,
- способствовать развитию связной речи,
- воспитывать экологически грамотное и безопасное поведение в природе.
Оборудование: зелёные пилотки, народные приметы, карта путешествия (Лес, Птичья поляна, поляна Цветов), дети в образе Весны, Ландыша, Одуванчика, Мать-и –мачехи, Подснежника, Лягушонка, презентация – слайды с фотографиями птиц, зверей; аудиозаписи – голоса птиц, шум леса.
Ход путешествия:
1. Подготовка к путешествию.
- Какое время года наступило?
Загадка.
Кончилось время
Снега и льда.
Берег реки
Затопляет вода.
День удлиняется,
Ночь убывает.
Как это время
Скажи, называют? (Весна)
- По каким признакам мы узнаём, что пришло время весны? (На доске можно поместить таблички с характерными приметами весны).
- Чтобы отправиться в путешествие, мы должны уметь узнавать погоду по народным приметам. Если путешествию будет сопутствовать плохая погода, мы не получим от него никакого удовольствия.
- Какие народные приметы вы знаете?
- А сейчас выберите из предложенных примет только те, которые рассказывают о хорошей погоде.
- Куры и воробьи купаются в пыли, воробьи громко чирикают – к плохой погоде.
- Туман над водой долго не расходится – к ясной погоде.
- Ласточки летают низко над землёй – к дождю.
- Собаки мало едят, много спят, катаются по земле – к плохой погоде.
- Лошади храпят и фыркают – к плохой погоде.
- Усиливается слышимость звуков, запахов – к плохой погоде.
- К хорошей погоде божья коровка, взятая в руки, быстро слетает.
- К хорошей погоде на траве и на кустарниках обильная роса.
- К хорошей погоде все одуванчики раскрыты.
- Кошка ищет место потеплее и сворачивается клубочком – к морозу.
- Погоду мы определили. День предстоит хороший – погожий.
- Итак, мы – путешественники. Надели пилотки. Наш девиз: «Любить и охранять родную природу».
- Давайте дадим клятву:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!
Итак, в путь! В гости к весне!
(Звучит музыка.)
2. Мы входим в Лес…
- И вот мы в лесу.
ДЕТИ (приветствуют Лес): Здравствуй, Лес, могучий Лес, полный сказок и чудес!
- Только не за грибами, не за ягодами и цветами мы пришли, а за чудесами. Даже взрослые, и те встречаются на лесных тропинках с неведомым, таинственным.
- Знаете, что в лесу есть этажи?
- В высоком старом лесу их 5. Учёные их называют ярусами. (Показ слайдов)
5 этаж – это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов.
4 этаж – кроны деревьев пониже: берёзок, рябин, сосен.
3 этаж – кусты и совсем молодые деревца – подлесок.
1 - 2 этажи – травы, цветы, мхи.
На каждом из 5 этажей расположены квартиры. В подвале, под землёй живут мыши, кроты, землеройки. На 1 этаже гнездятся рябчики, глухари, тетерева.
Живёт ёж, заяц, косуля, кабан. Большинство певчих птиц вьют свои гнёзда на низких деревцах. Дятел, сорока, сойка – на 4 этаже. Выше всех на 5 этаже строят жилище иволги, хищные птицы - ястребы.
- Давайте, ребята, вызовем Весну песней. (Дети поют весеннюю песенку).
- А вот и Весна. (Под музыку входит ВЕСНА, с венком на голове, в цветном платье).
ВЕСНА:
Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
- Ребята, а какие цвета в природе весной мы наблюдаем?
ВЕСНА. Верно. Самые приметные цвета весной – ярко-голубой и зелёный.
- А какие изменения происходят весной? (Таяние снега, ледоход, половодье, развёртывание листьев, прилёт птиц, цветение деревьев и кустарников, появление у животных потомства).
ВЕСНА: - Молодцы, ребята, ничего не забыли. Я, Весна - красна, бужу землю ото сна, наполняю соком почки, на полях ращу цветочки, прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход. Всюду - в поле и в лесу - людям радость я несу. Разбуженные теплом, просыпаются первые насекомые, распускаются первые цветы, начинается прилёт птиц, пробуждаются от сна берёзы.
- Отгадайте-ка мои загадки!
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В дом свой – улей - пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю, движения полна.
Как зовут меня?
ВЕСНА: А теперь встанем в круг и поведём весёлый хоровод.
ДЕТИ: (водят хоровод и поют)
Как пришла в сады цветущая весна,
Посадили мы берёзку у окна
Стали, стали мы берёзку поливать,
Стали песенку такую напевать:
«Ты расти, моя красивая, расти,
Всем на радость, зеленея, шелести!
Ты расти, расти, берёзка, вырастай,
Всем на радость, зеленея, расцветай!»
(слова Г. Бойко, музыка Л. Когана)
ВЕСНА увидела ЛЯГУШОНКА, который сидел у пенька и грустил.
ВЕСНА: Что случилось, Лягушонок?
ЛЯГУШОНОК (вздыхает): Тут недавно были (плачет), они… они… обижали…
ВЕСНА: Ребята, ЛЯГУШОНОК так расстроился, что не может говорить. Очевидно, здесь были те, кто не бережёт природу.
Игра – эстафета «Очисти лес. Собери разбросанный мусор».
- Лес нуждается в защите человека от человека. Какие бы знаки вы поставили на въезде в парк или в лес? Нарисуйте.
ДЕТИ: (рисуют знаки и объясняют их)
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа.
Давайте же её всегда беречь!
- Как думаете, с какими словами обратились бы друзья леса к человеку, идущему в Лес с топором в руке? (Ответы детей)
ВЕСНА: Молодцы, ребята!
Не руби берёзы белой,
Не губи глуши лесной!
Не губи и зла не делай!
А особенно весной.
ЛЯГУШОНОК: Как приятно, когда ребята знают и берегут природу: деревья, цветы, птиц, муравьёв и нас, лягушек.
ДЕТИ: Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – маленькая рана, нанесённая природе. А ведь природе очень трудно залечивать даже маленькие раны.
ВЕСНА: Вы, ребята, настоящие друзья природы.
3. Птичья поляна.
ВЕСНА: Вот и добрались мы до Птичьей поляны. А в какое время года перелётные птицы вновь возвращаются в родные края?
ДЕТИ (инсценировка стихотворения Г. Ладонщикова «Спор на скворешне»):
Этот случай был в апреле,
С юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья
Выгоняют из жилья.
- Убирайся вон, задира! –
Просвистел ему скворец.
- Ни за что! Моя квартира!
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенёс.
А сейчас под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю.
И не тронусь, хоть убей! –
Прочирикал воробей.
- Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом остался с детства.
Вылетай!
Мой клюв остёр. А не то…
Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Тут же крепко привязал
И приветливо сказал:
- Я, друзья, сердечно рад.
Охраняйте вместе сад.
Только Миша слез долой,
Воробейка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился!
ВЕСНА: Прилетевшие с юга, а также перезимовавшие у нас птицы ищут пары и вместе устраивают гнёзда. Голоса птиц, зазывающих себе пару в гнездо, особенно слышны в мае. (Можно послушать голоса птиц, показать картинки, или попросить детей рассказать, каких птиц они умеют узнавать по голосам и каких по «платью»).
4. Поляна Цветов
ВЕСНА: А вот и самое красивое место в моих владениях – цветочная поляна. Нравится?
- Словно от прикосновения доброй волшебницы расцветают весной лесные полянки.
- Давай пройдёмся медленно по лесу
И «Здравствуй!» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать их и срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать. (С. Вургун)
- Как пахнет цветами! Только где же они? А вы их, ребята, знаете? Угадайте, какой это цветок.
ПОДСНЕЖНИК: Я вырос на лесной проталинке, колокольчик маленький. Краску взял себе с небес и украсил ею лес.
ЛАНДЫШ: Я зацветаю в мае, когда весенний первый гром как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом! Живу в тени, под дубками. В моих белоснежных цветах кормятся первые насекомые. К сожалению, я стал редким гостем и занесён в Красную книгу.
ОДУВАНЧИК (хвастливо): А я не жалуюсь! Расту везде, где упадут на парашютиках мои семена. Корень у меня длинный, крепкий, а вот листья хрупкие.
МАТЬ – И – МАЧЕХА: Ой, одуванчик! Цвести бы мне столько, сколько тебе! Я самый первый цветок, поэтому мне все радуются, а иногда срывают меня, очень обижая этим. И я всех прошу: «Остановитесь на мгновение, замрите, посмотрите, как красиво вокруг!»
ЦВЕТЫ (поочередно):
Удивителен утренний лес!
Храм цветов и рогатых улиток!
Он как будто бы вылеплен весь
Из тончайших серебряных ниток.
Паутинки звенят на весу
И колеблются в розовом дыме.
Будто гусли оставив в лесу,
Гусляры не вернулись за ними.
И навеки забытые тут,
Пробужденные ветром рассвета,
Гусли тихо и грустно поют
Песню запаха, звука и цвета!
Дети могут прочесть стихи.
ПОДСНЕЖНИК
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись лепестки...
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет,
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
«Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!»
(И. Абдулаева)
М. Симонова
Василька срывать не стану.
Василька срывать не стану
И ромашки золотой,
Лучше сразу всю поляну
Увезу к себе домой.
Прихвачу тихонько поле
И в росе блестящий луг,
Поселю их в нашей школе,
Подарю тебе, мой друг.
И когда чуть-чуть взгрустнётся,
Снег весь мир заполонит,
Одуванчик улыбнется,
Колокольчик зазвенит.
Не завянет медуница,
Не погаснет мой букет,
Наше лето сохранится
На рисунке много лет.
- Ребята, как же хорошо в лесу!
ДЕТИ:
В прекрасном мире веток и теней,
Все то, что живо, музыкою дышит,
Здесь все поёт! Здесь даже муравей
Ползёт, поёт и сам себя не слышит.
5. Викторина
ВЕСНА: Устали мы немного. Давайте отдохнём. Сделаем привал. Наберём в лукошко подарочков – солнечных весенних зайчиков. Ответим на вопросы лесной викторины.
- Какой цветок без листьев цветёт?
- Когда хвоепад бывает у ели?
- Что происходит у зверей весной?
- Если одуванчики закрыты, какая будет погода?
Молодцы!
6. Итоги
- Вот и закончилось наше путешествие. Что же показалось вам самым интересным? Запомнилось? О чём мечтаете? Что скажете на прощание Лесу? Какими чудесами он богат?
Скажем на прощанье лесу: «До свидания,
Ты расти на радость людям,
Мы любить тебя вечно будем,
Тёмный лес, чудный лес,
Полный сказок и чудес!»