Проект «Вот они какие, ежики лесные!» (1 младшая группа)
МБДОУ «Детский сад
Воспитатели: Коробова Алла Владимировна, Якушева Диана Евгеньевна.
г.Череповец, 2014-2015 уч.год.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный (две недели).
ВИД ПРОЕКТА: познавательно-исследовательский.
ТИП ПРОЕКТА: исследовательско-игровой.
УЧАСТНИКИ: воспитатели, дети первой младшей группы (2-3лет).
Задачи:
- Формировать у детей представления о жизни ежа, его внешнем виде, питании, особенностях образа жизни в лесу; учить выделять характерные признаки, обследовать с помощью зрительно-осязательных действий;
- Формировать представления: много, мало, один (д. и «Какие ежи?»)
- Обучение различению формы, величины предметов, соотнесению предметов по цвету.
- Учить детей отвечать на вопросы, тренировать в подборе прилагательных к существительному, использовать в активной речи предлоги; учить понимать смысл и отгадывать описательные загадки;
- Упражнять в выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста, развивать моторику рук; стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, способствовать активизации речи.
- Развивать изобразительные навыки в рисовании, лепке, аппликации.
- Воспитывать заботливое отношение к животным.
- Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.
Ожидаемые результаты: Дети проявляют интерес к лесному жителю- ежу, отвечают на простые вопросы, могут по просьбе взрослого рассказать об изображенном на картинке, отгадывают описательные загадки о еже, самостоятельно рассказывают стихи о еже. Владеют основными движениями при выполнении двигательного упражнения «Ежик топал по дорожке…», принимают участие в игре. Вызвали интерес к рисованию ладошками, пальчиками. Активное сотрудничество родителей в реализации проекта.
Этапы | ||
Деятельность педагога Работа с детьми |
Работа с родителями | |
Первый этап организационный (подготовительный) |
Определение цели и задач проекта. Изучение необходимой литературы, подбор методического материала. Разработка тематического плана для реализации проекта. |
Информирование родителей о целях и задачах познавательно-речевого развития детей. Вовлечение родителей к подбору материала по теме проекта. |
Второй этап Практическая работа с детьми по плану реализации проекта. |
Виды деятельности по образовательным областям. 1. Познавательно-речевое развитие. Рассматривание картин, иллюстраций. Дидактические игры : «Найди ежат», «Какие ежи», «Сделай колючки». Чтение стихотворения с показом на фланелеграфе. 2.Художестненно-эстетическое. Лепка «А у ежика иголки» Рисование техникой печатанья трафаретом «Яблочки,листочки», рисование, « Трава для ежика» Аппликация «Запасливый еж» Слушанье песенок о ежике. 3. Чтение художественных произведений, рассказов, стихов, загадок о еже: « Маленький ежик», « Ежик и барабан», « Тихая сказка». Пальчиковые игры. 4. Физкультурно-оздоровительная работа. Разминка « Колючий еж», « Топал ежик по дорожке». Подвижные игры. « Лиса и ежата» Пальчиковые игры с массажным мячиком. «Хитрый ёжик», «Птичка и еж». 5. Окружающий мир. «Рассказ о еже» |
Создание творческих проектов о ежах (стихи, загадки, иллюстрации, рассказы о встрече с ежом). |
Третий этап заключительный |
Итоговое открытое занятие: интеграция познавательной, коммуникативной, продуктивной, деятельности на тему: «Вот они какие, ежики лесные». Открытое музыкальное занятие «Как ежик маму искал» Презентация проекта на методическом объединении воспитателей. |
Приглашение родителей на открытое музыкальное занятие. |
Взаимодействие с родителями
- Объявление о начале проекта, регулярное ознакомление о ходе проекта.
- Рекомендации по ознакомлению детей с жизнью ежей.
- Индивидуальные тематические консультации.
- Выставка совместных работ « Ежики такие разные…»
- Оказание помощи воспитателям в подборе материалов для успешного проведения проекта (картотека стихов, загадок, песенок…,тематическая подборка книг и игрушек, организация «Полочки колючих предметов»)
Цель: познакомить с жителями наших лесов - ежами, отметить характерные черты их внешнего вида; учить получать изображения с помощью отпечатков ладошек; развивать мелкую моторику пальцев; развить воображение, мышление.
Материал: игрушка – ёжик, ½ альбомного листа с изображением ежа без иголок на каждого ребёнка, гуашь черная, зеленая, тарелочки для красок, салфетки.
Ход занятия.
Воспитатель читает стихотворение : Ёж колючий, словно ёлка,Носит на спине иголки.По тропинке ёж бежал,Коготочками стучалИ пыхтел: «Пых-пых, пых-пых».В норку влез и там затих.
Воспитатель:
-Ребята, сегодня у нас в гостях ёжик. Познакомимся с ним.
-А вы знаете где он живёт? (Ответы детей). Наткнешься на ёжика в лесу и не сразу догадаешься, что это зверь. Дотронешься до ёжика – он сразу оживет: зафыркает, запыхтит и даже уколет руку.
-А какой же ёжик? (Ответы детей).
-А колючий он потому, что защищается от волка, лисы, медведя. Когда ёжик слышит опасность, то сворачивается в клубок. Спрячет мордочку, живот и лапки. Попробуй, подойти к нему.
Пальчиковая игра «Ёжик».
Ёжик, ёжик колкий,
Покажи иголки. Вот они. (Выпрямить пальцы – ёжик показал колючки)
Ёжик, ёжик колкий,
Спрячь свои иголки.
Раз – и нет иголок. (Прижать пальцы – ёжик убрал иголки).
Воспитатель раздаёт заранее приготовленные листы с изображением ёжика без колючек.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите на своих ёжиков. Чего не хватает? (Ответы детей).
-Так давайте же поможем ёжикам стать снова колючими!
Воспитатель показывает технику печатания ладошкой. Для этого детям надо опустить в чёрную гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Далее пальчиками можно печатать травку, окунув палец в зелёную гуашь. Вытереть влажной салфеткой руки.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь все ёжики стали колючими. А теперь давай те немного поиграем с нашими ёжиками.
Подвижная игра «В лесочке».
Повторяя за воспитателем, дети имитируют движения по тексту.
Воспитатель:
Мы гуляли по лесочку (шагают на месте)
И заметили вдруг кочку (наклоняются вперед)
Странным показалось (приседают)
Кочка закачалась (покачивают головой из стороны в сторону)
Подошли мы посмотреть (смотрят на ежика)
Стали глазоньки тереть (трут глазки)
Кочка развернулась, в ежа обернулась (поднимают руки вверх и растопыривают пальчики).
Воспитатель: А теперь нашим ёжикам пора домой. До свидания!
Конспект занятия по лепке «А у ежика иголки». Раздаточный материал. Соленое тесто, семечки.Ход занятияОбыграйте ситуацию: к детям в гости пришел из леса маленький ежик.Скажите ребятам: «Посмотрите, какой грустный ежик. Давайте его развеселим — сами превратимся в ежиков».Покажите детям, как нужно сцепить вместе пальцы рук. Пальцы прямые — «колючки» торчат вверх. Пальцы согнутые — ежик свернулся в клубочек. Скажите детям: «Ребята, ежик по-прежнему грустит. Чем же он так расстроен?»Ответьте за ежика: «Мне скучно, нет у меня друзей. Не с кем мне поиграть. Помогите мне, пожалуйста, ребята!»Предложите малышам помочь ежику — сделать ему друзей.Покажите детям, как нужно круговыми движениями между ладоней скатать большой (размером с углубление в ладошке ребенка) шар из пластилина. Если у малыша не получается — начните делать шар сами.Пусть дети выполняют посильную для них работу: втыкают семечки в спинку ежика, катают маленькие шарики для глаз, носа и ножек. Получившиеся детали прикрепите к вылепленным фигуркам ежиков сами. Вместо иголок можно прилепить колючую скорлупку от каштана.Поиграйте с ребятами в ежиков: вы будете говорить за одного ежика, дети — за остальных ежей. Предложите «ежикам» пойти в лес собирать грибы и яблоки. Вылепите вместе с детьми маленькие грибочки и яблочки и наденьте их ежикам на иголки.
Занятие по аппликации «Запасливый еж»
Задачи:
- создание в группе эмоционально комфортной атмосферы.
-развитие ориентировки в пространстве, координации движений, моторики рук, восприятия, слухового внимания, творческого воображения;
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня когда я шла в детский сад, встретила маленького ёжика. Вот он какой (демонстрация игрушки) Давайте с ним поздороваемся
Дети здороваются с ёжиком
Воспитатель: Как вы думаете ребята, ёжик домашнее или дикое животное?
Где он живет? А что любит кушать?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, какие вы большие, умные, много знаете! Ребята наш ёжик почему-то очень грустный. Давайте спросим его почему он такой печальный?
Дети спрашивают ёжика, утешают его, говорят ласковые слова
Воспитатель: А вот что мне рассказал ёжик. Он живет в лесу и на полянке, возле его норки раньше росло много грибов. Ёжик решил собрать грибочки, но их кто-то уже собрал, ёжик очень огорчился. Кто же ему поможет найти грибочки?
Дети предлагают ёжику свою помощь
Воспитатель: Давайте посмотрим что лежит у нас на столе
(Нарисованный ежик, детали-яблочко, грибок, листик, клей, кисточка, салфетка)
Воспитатель: Посмотрите, как я буду делать ежику запасы!
А теперь повторим это вместе.
Самостоятельная работа
« Хитрый Ёжик »
Хитрый ёжик, хитрый ёжик
На клубочек он похож, (сложить пальцы замком)
На спине иголки
Очень, очень колки (выбрасывают пальцы)
Хоть и ростом ёжик мал,
Нам колючки показал. ( повертеть ежика вправо и влево)
А колючки тоже
На ежа похожи (поднимать и опускать пальцы)
На ежа мы поглядим,
Молока ему дадим, (тарелочки ладошки)
Но не тронем колки
На спине иголки (грозят пальчиком).
«Птичка и ёж»
Птичка водичку клювиком пьет ( указательные пальчики-клювики, постучать ими по краю столу)
Ёжик без ножек на животе ползет (ладошки скользят по столу)
Вдрук у ежика выросли ножки,
И побежал он по дорожке. (пальчики-ножки, постукивая ими по столу показать как ножки бегают)
Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем тоже самой)
Помассируем бока. (катаем между ладошек)
Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)
Загадки детям.
Сердитый недотрога, живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной.
Смотри: лежит под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да вдруг побежала.
В клубок свернется
Взять не дается.
Как колючий колобок
В этом домике зверек
Его в руки не возьмешь
Потому что это-…
Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно………….
«Маленький ежик»
Маленький ежик,
Четверо ножек.
На спине листок несет,
(Прикрепляет к ежу листок)
Песенку поет:
«Туфты, туфты, туфты, туф-
На спине листок несу,
Самый сильный я в лесу,
Не боюсь саму лису».
Маленький ежик,
Четверо ножек.
На спине грибок несет,
(Прикрепляет к ежу грибок)
Песенку поет:
«Туфты, туфты, туфты, туф-
На спине грибок несу,
Самый сильный я в лесу,
Не боюсь саму лису».
Маленький ежик,
Четверо ножек.
На спине лису несет,
Песенку поет:
«Туфты, туфты, туфты, туф-
На спине лису несу,
Самый сильный я в лесу,
Победил саму лису».
Г.Виеру «Ёжик и барабан»
С барабаном ходит ёжик
Бум – бум – бум!
Целый день играет ежик,
Бум – бум – бум!
С барабаном за плечами,
Бум – бум – бум!
Ёжик в сад забрел случайно,
Бум – бум – бум!
Очень яблоки любил он
Бум – бум – бум!
Барабан в саду забыл он
Бум – бум – бум!
Ночью яблоки срывались
Бум – бум – бум!
И удары раздавались
Бум – бум – бум!
Зайцы здорово струхнули,
Бум – бум – бум!
Цель. Приобщить детей к традициям общения (приветствие обхождение, прощание). Поощрять игровое взаимодействие со сверстниками активизировать в речи употребление прилагательных (красивый, румяный, сочный, сладкий, душистый) побуждать соотносить с глаголом выразительные движения, развивать речевое внимание, фонематический слух, артикуляционный аппарат.
Материал. Игрушки: ежик, барабан. Яблоки – большое и маленькое.
Содержание.
1. Воспитатель (расставив полукругом стулья, в центре которого небольшой стол). Посмотрите ребятки кто это к нам пришел в гости. Правильно- это ёжик. А теперь все вместе скажем: «Здравствуй, ежик»! Мы тебе рады.
2.Воспитатель. С нашим ежиком, у которого есть барабан (выставляет игрушку на стол, рядом с ежиком), случилась удивительная история.
И рассказал мне об этом поэт Григоре Виеру «С барабаном ходит ёжик»
Стихотворение читается 2 раза, дети имитируют игру на барабане, сопровождая ее звукоподражаниями.
3. Воспитатель
Вот такие яблоки барабанили ночью (показ).
Это яблоко, какое? Правильно, большое, а то... (ответы)
Как барабанили яблоки по барабану? Скажем все вместе;
Бум- бум – бум. А еще барабан «умеет говорить» «трам – там -там», «трим - тим – тим»
Большое яблоко падая, издает звук «трам – там - там» (показ), а маленькое – «трим – тим – тим» (показ).
Поиграем в игру про ежика и барабан (обращается к кому-либо)?
Ты исполнишь роль ежика. Покажи, пожалуйста, как ежик с барабаном ходит по саду. Молодец! А дальше в стихотворении говорится, как ежик забыл свой барабан. И ушел; как упало большое на барабан. Скажем все вместе: трам – там – там. А как сыплются маленькие яблоки? Правильно трим – тим –тим.
А теперь мы поиграем, я вас разделю на две группы. Одна группа – это большие яблоки, другие – маленькие…Вот ты исполнишь роль ёжика, а я буду называть действия ёжика, яблок, а вы – исполнять их. Ёжик ходит по саду. Забыл свой барабан. Просыпались большие яблоки. Побегайте, покажите, как сыплются маленькие яблоки. Маленькие яблоки упали на землю. Садимся.
В сад вернулся ежик и собрал яблоки в корзину. Ест он яблоки и приговаривает; «Какие они румяные, сочные, вкусные, сладкие, душистые».
4.Воспитатель. Вы так правильно выполняете все задания, что ёжик предлагает разыграть игру «Что изменилось?». Правило игры: вы должны запомнить, как расставлены предметы на столе и закрыть глаза. Я делаю перестановку (большое яблоко укладывается в корзину). Что изменилось? (ответы). Правильно, большое яблоко лежало на столе, а сейчас оно в корзине.
Дети слушают рассказ воспитателя. (Сопровождается показом картинок)
«В лесу под деревом живет ежик. Еж колючий. У него много иголок. Он сворачивается клубочком и спит. Не видно ни головы, ни ножек. Когда вокруг тихо и ежику некого бояться, то он разворачивается, появляется головка, ножики, и ежик отправляется искать себе пищу. Он ест травку, ягоды, мышей. Как-то еж зашел в сад, где играли дети. Испугался он ребят, свернулся клубочком. Дети увидели ежа и закричали: «Мама, к нам ежик пришел!» Мама вынесла в миске молоко, поставила перед ежиком, ежик осторожно вытянул головку и стал пить молоко из миски. Вот какой интересный еж!»
- Ребята, кто изображен на картинке? (Еж) Какой еж? (Колючий. Маленький) Что несет на себе еж? (Листок, грибок) Что ест еж? (Траву, ягоды, мышей, молоко) А кого ежик боится? (лису) А что делает ежик, когда ему страшно? (Он сворачивается в клубочек)