Конспект «Какие бывают лягушки?»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8».
Интегрированное занятие в подготовительной группе №7 по теме: «Какие бывают лягушки?»
Автор: Мудрова Марина Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории
г. Череповец, 2016 г.
Цель: формирование представлений о лягушках, способах их маскировки и питания.
Задачи:
- Познакомить детей с разными видами лягушек.
- Расширить и уточнить знания детей о питании и маскировке лягушек.
- Упражнять детей в исследовательской деятельности.
- Развивать произвольное внимание, диалогическую речь.
- Развивать наблюдательность у детей, их умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
- Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.
- Воспитывать усидчивость, способность работать в командах, коллективе. Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
- Воспитывать у детей любознательность, интерес и гуманное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: познание ( развитие продуктивной деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора), социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа: Беседы о жителях водоёмов, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций с изображением лягушек, энциклопедий, подвижные игры, слушание песен и т.д.
Оборудование: мини – музей лягушек, презентация, различные предметы, снабжённые присосками, бумага разного цвета, алгоритм выполнения оригами, фломастеры, разные виды лягушек, коробка, картинки для рефлексии, картинный материал, схемы.
Ход образовательной деятельности:
В.: Дети, посмотрите, что это у меня? ( дети подходят к макету водоёма). Да, это водоём. Кто может здесь жить? (рыбы, головастики, жучки-плавунцы, водомерки и т.д.).
В.: Дети, а вот Артём назвал лягушек. Вы согласны?
Слайд -картинка лягушки
В.: Дети, давайте рассмотрим лягушку. Назовите части тела, какие вы знаете. (голова, туловище, 4 лапки с перепонками, большие, выпуклые глаза, большой рот, длинный язык, влажная, блестящая кожа). схема
В.: Где можно встретить лягушек летом? ( во многих местах, потому что они бывают разные). Где они могут жить? ( в болоте, в озере, в реке, в траве).
В.: Правильно. Отсюда и произошли их названия. В болоте живёт какая лягушка? (болотная) А в озере какая (озёрная). В траве? (травяная). В реке? (речная). А какого цвета бывают лягушки? (Зелёного…).
В.: Как вы думаете, от чего зависит тот или иной цвет лягушки? (От цвета окружающей среды.) Правильно, если лягушка живёт в траве, на земле, то у неё какая будет окраска? (бурая под цвет земли). А в воде? (зелёная под цвет водорослей, листьев кувшинок и других растений).
Показ слайда.
В. : Дети, а кто скажет почему лягушки такого цвета? Хорошо ли заметна лягушка среди травы? Почему? (Это - маскировка. Каждое животное приспосабливается к той среде, в которой он живёт ).
Окраска для чего им нужна? (Скрываться от врагов).
А от кого они прячутся? Добычей кого лягушки являются? ( аист, цапля, журавли, крупные рыбы и т.д.).
Показ слайда
В.: Дети, а лягушка хищник или нет? (да). Почему вы так решили?
А чем питаются лягушки? ( мухами, гусеницами, паучками, бабочками, личинками комаров и т.д.)
Показ слайда
В.: Дети, каким способом лягушка добывает себе пищу? (Когда мимо неё пролетает какое-нибудь насекомое, лягушка моментально выбрасывает свой длинный и липкий язык и, поймав добычу, быстро её проглатывает).
В.: Дети, давайте вспомним , у нас в России обитают какие лягушки? (Болотная, озёрная, речная, квакша, жаба).
А чем жаба отличается от простой лягушки? ( Она больше по размеру, кожа у неё бугорчатая).
Показ слайда (жаба)
В.: Дети, а кто знает, чем квакша отличается от обычной лягушки?
Показ слайда (квакша)
Её ещё называют древесной лягушкой. Давайте поразмышляем, откуда взялись у неё такие названия. Как по-вашему, почему её прозвали квакшей?
Д.: Потому что квакает.
В.: А за что получила она название «древесная лягушка», как вы думаете?
Д.: Живёт на деревьях.
В.: Сейчас нам о квакше расскажет Юра С., а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: «Чем отличаются квакши от других лягушек?».
Сообщение ребёнка. Квакша или древесная лягушка живёт и охотится на деревьях. Глаза у квакши очень большие, с золотым ободком. Язык у квакши липкий. Поэтому, когда она видит добычу, то выталкивает изо рта свой язык и добыча прилипает к нему. Если добыча большая, квакши помогают себе передними лапками заталкивать её в рот. При этом они смешно хлопают глазами. Квакш можно назвать чистюлями. Перед охотой, вечером, если есть рядом вода. Квакша обязательно искупается. Каждые две недели квакши линяют – стягивают с себя старую кожу, а под ней уже свеженькая, новая кожица. А старый наряд- старую кожу квакши съедают.
Очень интересные у квакш ножки. Каждый палец заканчивается как бы подушечкой. Квакши умеют выгибать эти подушечки или делать плоскими. А ещё умеют надавить на подушечку так, что выделится на подушечку клейкая жидкость.
В результате получается, что лапки у квакши действуют как присоски. Такую же клейкую жидкость квакши умеют выпускать на брюшке. Благодаря этому, лазая и прыгая во время охоты по листьям и веткам, квакши прекрасно держатся, никогда не срываясь вниз.
В.: Дети, чем отличаются квакши от других лягушек? ( есть присоски). Для чего квакшам нужны присоски на лапках ( присоски позволяют затаиться. чтобы проще добыть себе пищу).
Дети, а вы хотите понять, как квакша с помощью присосок великолепно держится на деревьях?
У вас на столах лежат брелки, игрушки, мыльницы и другие предметы с присосками. Попробуйте воспользоваться присосками на них, чтобы это понять.
Исследовательская деятельность детей.
Дети прикрепляют к поверхности стола предметы с присосками, затем отсоединяют присоски, выясняя принцип присосок.
В.: А хотите ли вы узнать, как маскировка помогает другим лягушкам добывать себе пищу? (да).
В.: Дети, а вы эту лягушку знаете? (нет)
Показ слайда (золотая мантелла)
Где она обитает? У нас обитает или нет? (нет) Докажите.
Давайте опишем её по внешнему виду (по схеме- два глаза, язык, овальная форма тела, тупая мордочка, оранжевый цвет).
Как вы думаете, эта лягушка обитает в жарких странах или в холодных?
Докажите. (В жарких странах. Оранжевый цвет – цвет теплоты).
В.: Дети, а давайте посмотрим на глобусе место обитания золотой мантеллы.
(Дети с воспитателем находят остров Мадагаскар).
В.: Дети, как вы думаете, какие там растут растения?
(Мандариновые и апельсиновые деревья).
Золотая мантелла своим окрасом на какой фрукт похожа? (мандарин, апельсин). Для чего природа мантеллу наградила таким цветом? ( для маскировки, чтобы проще было добывать себе пищу).
В.: Дети, эта лягушка всем кажется ядовитой, поэтому хищники держатся как от неё? (подальше). Но на самом деле опасности от неё нет. Золотая мантелла разгуливает целый день ничего не опасаясь. Чем она питается? (насекомыми, фруктовыми мошками, термитами, которые поедают деревья). Ещё она может быть красного или жёлтого цвета. А по размеру она совсем маленькая – всего от 2 до 3 см. ( показ предмета)
В.: У меня в коробочке лежат лягушки. Оля, подойти, пожалуйста, найди золотую мантеллу и посели в нашем мини-музее. Спасибо.
Работа в группах (таблички на столах).
В.: А хотите ли вы узнать, каких лягушек мы сегодня ещё поселим в наш мини-музей?
В.: Дети, сейчас мы разделимся на три команды. Вы должны сами определиться, с кем вы будете работать. Первая команда подойдите, пожалуйста, к столу с табличкой №1, вторая -№2, третья -№3.
Послушайте внимательно задание: каждой команде нужно рассказать по алгоритму о лягушке, картинка которой у вас на столе ( рогатая лягушка, желто-чёрный древолаз, летающая лягушка):
-
Внешний вид
-
Где обитает
-
Чем питается
-
Польза для людей
А также ваш рассказ нужно зарисовать на чистых листах. Приступаем к работе.
Проверка.
В.: Вы уже справились. Присаживайтесь, пожалуйста ,на стульчики. Из первой команды нам сей час расскажет о лягушке Егор, а другие дети внимательно слушайте, как они справились с заданием. (Ребёнок выходит к мольберту).
Рассказ ребёнка о рогатой лягушке.
Показ слайда.. Обобщение воспитателя (добавить к общей схеме рога).
Рогатая лягушка очень необычная! Над глазами у неё находятся заострённые выступы, напоминающие рога, а когда они «поют», то это напоминает мычание коров. Эта лягушка мало двигается, но много ест. Поэтому она такая вялая и толстая. На закуску ей достаточно несколько насекомых, но если она голодна, то может полакомиться и другими лягушками, и мышками, и ящерицами..(размер: от 10 до 20 см, Ю. Америка) .( сравнение)
В.: Дети, давайте и эту лягушку поселим в нашем мини-музее.
В.: Теперь нам расскажет о своей лягушке вторая команда .(летающая лягушка).
Показ слайда. Обобщение воспитателя (добавить к общей схеме крылья).
Летающая лягушка очень ловко прыгает с одной ветки на ветку, взмывает в небо как птица благодаря огромным парусообразным перепонкам на задних и передних лапках. Дети, представьте себе, что эта лягушка может прыгнуть с высоты равной трёхэтажному дому. Самка прикрепляет икру на растения, нависающие над водоёмом. А когда головастики вылупляются, они летят прямо в воду. Вот это прыжок! (размер от 3 до 4 см, Азия ) .(сравнение)
(поселить в мини-музее).
В.: А теперь – третья команда (жёлто-чёрный древолаз).
Показ слайда. Обобщение воспитателя.
Жёлто – чёрный древолаз из Бразилии (размер от 3 до 4 см ).
Почему её так назвали?
Во время его любимого сезона дождей древолаз постоянно ищет еду и поёт во весь голос как птица. Когда засуха, то он дремлет где-нибудь под деревьями. Окраска яркая, но к нему лучше не прикасаться. Его блестящая и скользкая кожа выделяет яд, производимый муравьями, которыми лакомится древолаз
( поселить в мини – музее).
В.: Спасибо, все команды справились с заданием и какой мы можем сделать вывод про лягушек? ( В мире существует много разных лягушек, отличаются друг от друга в зависимости от того, где живут).
Дети, а лягушка – это хищник или добыча? (И хищник и добыча).
Дети, а лягушки приносят пользу для человека или нет? (Уничтожают в больших количествах вредителей леса, садов, огородов: комаров, гусениц, слизней, улиток и других вредителей ).
В.: Как нужно обращаться с лягушками? ( Лягушка такая же как и человек. Она, как и мы чувствует боль. Она, как и мы может пораниться, она растёт, живёт, стареет и умирает, как человек. Поэтому к ним нужно относиться очень бережно. Нельзя их мучить. Существуют легенды, по которым лягушек обвиняют в появлении бородавок и в отсутствии дождя. На самом деле – слизь на коже этих животных совершенно безвредна).
В.: Молодцы, а сейчас, ребята, давайте немножко отдохнём.
Физкультминутка.
На болоте две лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ручками хлопали,
Ножками топали,
Вправо – влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет!
Всем друзьям физкультпривет!
В,: Дети, посмотрите, сколько прибавилось лягушек сегодня в нашем мини-музее. А как вы думаете, можно ли игрушками из мини-музея играть ? А вы хотите поиграть? Что мы можем сделать для этого? (Сделать лягушку самим)
Конструирование из бумаги ( оригами).
А сейчас присаживайтесь за столы. Для того, чтобы всё у нас получилось замечательно, немножко потренируем пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят.
Ловко прыгают подружки.
Только брызги вверх летят.
Практическая работа.
В.: Вы можете выбрать любой цвет бумаги. Пользуйтесь схемой.
Самостоятельная работа детей.
Итог занятия.
В.: Дети, какие замечательные лягушки у вас получились. И все такие разные! А сейчас оставьте свои поделки на столах и выходите ко мне, пожалуйста.
В.: Дети, что сегодня вам понравилось на занятии? Может, вы что-то нового и интересного узнали? Оля, чтобы ты рассказала дома нового о лягушках?
А мне сегодня очень понравилось, как вы работали в командах.
В.: Ребята, как вы думаете, а у нас в Вологодской области много лягушек? На следующем занятии мы с вами узнаем, какие виды лягушек обитают в наших краях.
Вам дома я предлагаю вместе с родителями нарисовать рисунок – что бы вы сделали для лягушек Вологодской области, нашего города Череповца.
Дети, я ходила в библиотеку и нашла очень интересную книгу (показ), я её предлагаю нам вместе прочитать и узнать ещё много нового о лягушках .
Рефлексия.
У меня на тарелочках лягушки.. Кто на занятии узнал много нового и интересного и кому было всё понятно - возьмите большую лягушку.. А кому было интересно, но хотел бы ещё больше узнать про лягушек – маленького лягушонка.
Спасибо!