Проект «Птицы Вологодского края»
Проект «Птицы Вологодского края»
Руководители: Марышева Н. М., Трущикова Л.М.
Проект носит информационно-познавательный, практический, социальный характер и включает в себя все виды детской деятельности.
Актуальность: на прогулке дети обратили внимание на рябину, на которой были ягоды. Они поинтересовались у воспитателя, что будет с ними, ведь на улице зима? Воспитатель объяснила, что эти ягоды полезны для птиц. Они прилетят и поклюют ягоды.
Цель: удовлетворение детской любознательности с учётом интереса и запроса детей, развитие начал ключевых компетентностей.
Задачи:
- Расширять, систематизировать, закреплять представления детей о птицах своего края;
- Познакомить детей с внешним видом, питанием птиц;
- Способствовать установлению первых естественных взаимоотношений детей с миром природы (включение детей в посильную деятельность по уходу за живыми существами).
- Воспитывать добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие к любому живому.
Материалы: книги , энциклопедии, тематические альбомы, плакаты, фотографии, картинки, схема «Чем питаются птицы».
Участники: дети, педагоги, родители.
Ожидаемый результат:
- различают, узнают, называют 5-10 видов птиц;
- знают существенные признаки птиц, умеют отвечать на вопрос « Как узнал?»;
- умеют принимать цель наблюдения, представленную взрослым в игровой форме;
- знают, как птицы приспосабливаются к среде обитания;
- знают о потребностях птиц (тепло, воздух, вода пища, убежище);
- пользуются сенсорными эталонами (форма, цвет, размер) и обследовательскими действиями для выявления особенностей птиц;
- подкармливают птиц зимой.
Модель трёх вопросов.
Что знают?
Влад Б. – они живут в гнезде, могут откладывать яички.
Эдик Р. –они клюют семечки, зёрнышки.
Лариса К. –они разного цвета.
Варя А. – они живут на дереве.
Таисия Ф. – они умеют летать.
Что хотят узнать?
Полина К.- откуда прилетают снегири?
Маша М.- а у нас много разных птиц живёт?
Василиса Г.- где ещё живут птицы?
Катя У.- что ещё едят птицы зимой?
Вика Х.- какие ещё домики существуют для птиц?
Где можно узнать?
Рома Д.- мы можем спросить у мамы с папой.
Маша Я.- можно посмотреть видеофильм.
Катя Ц.-можно почитать книгу.
Настя В.- можно посмотреть картинки.
Матвей М.- можно посмотреть в интернете.
Темы индивидуальных исследований (были предложены отдельным семьям).
1) Откуда прилетают снегири?
2) Птицы нашей местности?
3) Чем питаются птицы зимой?
4) Кто и где живёт?
Интервью с взрослыми.
Ответы сотрудников детского сада:
- птицы приносят пользу людям, радуют глаз своей красотой,
- зимой необходимо подкармливать птиц,
- зимой птицы прилетают к жилищу человека,
- зимой некоторые птицы улетают, а такие как снегири прилетают.
Ответы родителей:
- необходимо заботиться о птицах, они верные друзья леса и сада,
- зимой необходимо подкармливать птиц семенами подсолнечника, дыни, тыквы, крошками хлеба,
- синицы любят сырое несолёное сало,
- птицы приносят человеку и природе пользу, поедают насекомых-вредителей, например дятел.
Подготовительный этап:
Обсудили с родителями воспитанников вопросы, связанные с проектно-исследовательской деятельностью, определили цели, задачи проекта исходя из познавательных интересов детей; подготовили научно-методическую и художественную литературу, дидактические игры, наглядные пособия, провели интервьюирование.
Практический этап:
В ходе реализации проекта дети совместно с педагогами проводили наблюдения за птицами. Совместно с детьми играли в игры: дидактические, подвижные. Рассматривали фотографии, картины художников, иллюстрации, читали произведения художественной литературы, энциклопедии. Учили небольшие стихи. Отгадывали загадки. Работали над схемой «Чем питаются птицы». Провели цикл познавательных бесед.
Родители совместно с детьми провели индивидуальные исследования и приняли участие в групповом конкурсе « Домики для птиц».
Работа, проводимая на занятиях.
- Математика (считали количество птиц, сравнивали количество разных видов птиц, сравнивали птиц по величине и цвету).
- Родной край (рассматривали схему строения птиц, рассматривали фотографии, картинки с птицами, составляли схему « Что едят птицы», рассматривали строение пера).
- Конструирование (строили домики для птиц из различных строительных материалов).
- Изобразительная деятельность ( рисовали птиц гуашью, лепили, обводили по трафаретам, использовали раскраски по данной теме)
- Физкультура ( подвижные игры: «Птички и автомобиль» , «Пчелы и ласточка».)
- Художественная литература: чтение рассказов, стихов, поговорок, разгадывание загадок, составление рассказов по сюжетным картинкам.
- Самостоятельная деятельность: дидактические игры (например, «Птички на дереве») , лото «Птицы», рассматривание книг, энциклопедий, картин.
- Итоговое мероприятие: Целевая прогулка по экологической тропе детского сада, участие в конкурсе «Дарвинского заповедника» «Поможем птицам зимой».