Конспект занятия на экологической тропе «В гости к деревьям»

МБДОУ «Детский сад №64», воспитатели: Круглова Ольга Николаевна, Утусикова Любовь Николаевна

 Цель: познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, солнце — свет, тепло, почва, животные); воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость.

Материалы и оборудование. Оформить письма детям от хозяина тропы Боровичка. Каждое письмо написано на листе бумаги, напоминающем по форме листья деревьев, в гости к которым отправятся дети. Эти письма заранее (перед занятием — причем дети не должны знать о них!) вывешиваются на соответствующие деревья тропы. Возле деревьев поставить лейки или ведерки с водой, положить лопатки. На дерево, находящееся в конце тропы, повесить баранки и конфеты — сюрприз Боровичка, награда детям за выполнение задания.

Во время занятия дети будут дарить деревьям подарки — подготовить их вместе с ребятами. Каждый подарок имеет функциональное значение: ребенок должен уметь объяснить, для чего и почему он преподносит дереву именно такой дар. Варианты подарков: кормушка для птиц, которые спасут дерево от гусениц; капелька воды (из бумаги), чтобы дерево могло напиться; солнышко (рисунок), чтобы давать тепло и окрашивать листья в зеленый цвет; дождевой червяк, который перерабатывает опавшие листья, рыхлит почву под деревом.

Ход занятия на тропинке

Воспитатель: Ребята! Сегодня хозяин тропинки — старичок-Боровичок пригласил нас в гости и приготовил сюрприз. Вот какое письмо он недавно прислал:

Письмо старичка-Боровичка: Дорогие мои маленькие друзья! Я очень рад, что вы не забываете меня и приходите в гости ко мне и моим деревьям. Я, хозяин волшебной тропинки, приглашаю вас в путешествие, в конце которого ваш ждет сюрприз. А для того чтобы его получить, нужно отгадать мои загадки-задания и выполнить просьбы деревьев. Ведь деревья на моей тропинке тоже особенные, волшебные. Вот я и попросил их придумать для вас задания. Вы отыщете их в письмах, а письма — на деревьях: липе, березе, рябине. Я слышал, что и вы для моих деревьев приготовили подарки, они их очень ждут. Итак, в путь! Желаю вам удачи. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то выйду, побеседую с вами. Ваш любимый старичок-Боровичок

Воспитатель (продолжает): Ну что, ребята, пойдем по тропинке? Кто знает, где у нас растет тополь? Давайте поищем на его ветках письмо. (Дети находят письмо, воспитатель снимает его с ветки и читает. По ходу чтения дети выполняют задания тополя.)

 Письмо тополя.  Я, большой старый тополь, очень рад вашему приходу, так как очень люблю гостей. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко (дети берутся за руки вокруг ствола). Смотрите, какой я большой! Ну-ка давайте померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли (дети пытаются это сделать). Кто из нас сильнее? Есть у меня еще силушка!  А теперь ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (Дети отвечают.) А для чего мне еще мои корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, «пищу».)  Если вы правильно ответили, полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить. (Дети выполняют просьбу тополя.) Спасибо, ребятки, я теперь так хорошо себя чувствую! Потрогайте меня руками, погладьте мою кору-кожу руками и скажите, какая она — шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Теплая или прохладная? А чем я пахну? (Дети выполняют и эти просьбы.) А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки, — это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказал? (Дети высказывают свои предположения.) А почему шевелятся мои листочки? Кто из вас помнит, что такое ветер? Как выглядят мои семена? Если вы, ребята, на все мои вопросы ответили правильно, я подарю вам свои листочки. (Воспитатель снимает с дерева бумажные листочки и раздает их детям — живые листья рвать нельзя!)

Воспитатель: Ребята, а ведь мы с вами тоже приготовили тополю подарки, давайте их вручим.

Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя (своими словами) их значение. Например:

— Я дарю тебе птицу (фигурка из бумаги). Она будет тебе другом и спасет от гусениц,

— Я дарю тебе солнышко, путь оно светит ярко-ярко, согревает тебя, помогает листикам окраситься в зеленый цвет,

— Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя,

— Я дарю тебе дождевого червяка, пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя,

— Я дарю тебе зеленые листики, пусть у тебя их вырастет много-много, они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца,

— Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей—птиц,

— Я дарю тебе землю-почву, чтобы ты лучше росло, пусть она кормит и поит тебя,

— Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих листьях, пусть украсит тебя своим ярким нарядом.

После вручения подарков дети отправляются искать следующее дерево — березу.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся и с березкой, она нас тоже ждала, письмо приготовила (дети обнимают березу, а воспитатель достает письмо с ветки и читает его).

Письмо березы: Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Я вам тоже подарю свои листочки, но сначала выполните мои желания и задания. Погладьте мою кору, понюхайте ее и скажите: чем мы с тополем  похожи, а чем отличаемся? А как вы узнали, что мы с тополем — деревья? Может, мы травинки? Докажите мне, что я — дерево! (Дети объясняют, что у дерева один ствол, он твердый, а у кустарников — много стволиков, растущих из земли. У травинок не бывает таких больших деревянистых стволов, как у деревьев. И еще у меня просьба к вам, ребята. Очень мы, березы, любим слушать о себе  стихи. Я сегодня именинница, порадуйте меня! (Дети  читают коротенькие стихотворения. Спасибо вам, ребята, за все! Возьмите мои листики на память. Приходите ко мне еще, не забывайте меня! Ваша березка

Воспитатель помогает детям достать с дерева бумажные листочки, предлагает напоить березу, взрыхлить землю под ней, чтобы ее корешки лучше дышали.

Дети дарят березе свои подарки и направляются в гости к следующему дереву — рябине. Они находят на ней письмо, которое зачитывает воспитатель.

Письмо рябины: Ребята, здравствуйте! Очень рада вашему визиту и тоже хочу, чтобы меня погладили. (Дети выполняют просьбу.) Я люблю, когда меня гладят, и не люблю, когда бьют по стволу палкой или царапают кору ножом. Мне ведь тоже бывает больно и обидно, когда ко мне плохо относятся. (Дети исследуют кору рябины, как и предыдущих деревьев, отвечают на вопросы воспитателя.) Посмотрите вверх, на мои листочки. Какие они ажурные, красивые, даже небо сквозь них видно. Проверьте, где темнее — под моими листьями или под листьями тополя? Почему? Какие птицы ко мне прилетают? А как вы думаете, почему они меня любят? (Ягоды рябины — пища для многих птиц.) Ребята, а вы пробовали мои ягоды? Я их всем дарю осенью, всех радую. Знаете ли вы обо мне стихи? (Дети рассказывают стихотворение о рябине.) И еще у меня просьба: попробуйте палочкой, твердая или нет земля подо мной. (Дети выполняют просьбу; если почва твердая, то поливают ее.) И, наконец, мой последний вопрос: Как вы думаете, червяки, которые ползают в земле подо мной, мои друзья или враги? (Дети отвечают, что дождевые черви едят старые листья, комочки земли, земля становится лучше, — значит, они друзья.)  Ну, ребята, вы молодцы! Берите мои подарки-листочки и не забывайте обо мне. Ваша рябинушка.

Дети дарят рябине оставшиеся подарки и снимают с дерева бумажные листочки.

Воспитатель: Ребята, я думаю, мы с вами выполнили все задания, и Боровичок должен быть нами доволен. Но где же он?

Из-за дерева появляется Боровичок и проводит игру.

Игра

Боровичок: Ну, ребятки, порадовали вы старичка! Слышу я, что и деревья теперь по-другому листочками шелестят, настроение у них праздничное. А как вы думаете, интересно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу всех вас в деревья (делает волшебный знак). Ваша кожа превращается в кору, а руки — в ветки. Поднимите свои руки-ветки, пошелестите, пошумите листьями-пальчиками — слышите, какой ветер налетел? (Дети выполняют рекомендации Боровичка.) Расставьте ноги пошире — это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Ах, какие замечательные деревца выросли на моей тропе! Даже жалко вас расколдовывать. (Вздыхает.) Но пора вам опять стать маленькими человечками (по волшебному знаку дети «превращаются» в людей) и отправиться в путь.

Боровичок: Вот и кончается, ребята, наше сегодняшнее путешествие. Понравилось вам? А что больше всего понравилось? (Выслушивает ответы детей.) А теперь — мой сюрприз! Как вы думаете, на каких деревьях растут конфеты и баранки? В моем царстве есть такие деревья. Поищите их, недавно на одном дереве выросли эти волшебные плоды! А я пойду отдохну, прощайте!

Дети ищут дерево, затем воспитатель предлагает им пойти в группу и нарисовать березу, липу, рябину (или их листочки, по выбору).

На занятии по рисованию предложите каждому ребенку нарисовать наиболее понравившееся ему дерево и рассказать о нем: чем пахла кора, о чем шелестели листья, — и т.п. В заключение организуйте выставку рисунков «Наши новые знакомые — деревья».