Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе « Кто где живёт»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» город Череповец
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе « Кто где живёт»
Воспитатель: Денисова Оксана Степановна
Ведущая образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательная: Продолжать учить детей узнавать по внешнему виду и называть диких животных, птицах, насекомых. Закрепить знания детей о том, где какое животное живет.
Развивающая: Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. Формировать умение эмоционально, выразительно передавать образ животного через движения, взаимодействовать в игре со сверстниками и педагогом.Речевая: Обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь, мышление, память; развивать коммуникативные навыки.
Воспитательная: Воспитывать у детей доброе отношение к животным, воспитывать у детей любовь к родному краю.
Детская цель: расширять знания о жилищах диких животных.
Предварительная работа: беседа с детьми о членах семьи, рассматривание семейных альбомов, дидактические игры «Кто где живет?», «Назови маму и ее детеныша», пальчиковые игры: «Семья», «Кто живёт в деревне», «Этот пальчик».
Материал к занятию: ноутбук, оформление групповой комнаты: уголок леса. Аудиозаписи: «Звуки природы».
Дидактические методы и приемы: Объяснение, мультимедийная презентация, художественное слово, использование аудиозаписи, пальчиковая игра, игровая ситуация.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, посмотрите, какой красивый листок. Какого он цвета? Почему?
Ответы детей……….
Воспитатель: К кому он попадет в руки, тот должен назвать любое слово об осени.
Дети: золотая, дождливая, ранняя, хмурая, холодная и т.д.
Воспитатель: Давайте вспомним приметы осени.
Дети. Опадают листья, птицы улетают в тёплые края, звери готовятся к зиме и т.д.
Воспитатель: Дети, а вы знаете как звери готовятся к зиме? ( ответы детей). А как мы можем узнать? Дети. Отправиться в лес.
Воспитатель: Молодцы.
Релаксация (звуки леса) Руки положите на коленки, закрывайте глаза и прислушаемся.(звучит музыка и воспитатель открывает слайд осеннего леса ).
Воспитатель: Посмотрите, куда мы попали?
Дети: Мы попали в лес.
Воспитатель: Предлагаю вам отправится в путешествие по лесу и посмотреть, какие животные тут живут. Но животным необходима тишина. И если мы пойдем в настоящий лес, то вряд ли увидим кого-то. Звери пугливы. Поэтому давайте превратимся на время в невидимок и понаблюдаем за обитателями леса.Если в лес пришёл гулять,Свежим воздухом дышать,Бегай, прыгай и играй,Только, чур, не забывай,Что в лесу нельзя шуметь,Даже очень громко петь.Испугаются зверушки,Убегут с лесной опушки.Ребята, вот мы и в лесу. Смотрите, какие высокие и большие деревья здесь растут. Как красиво кругом! А давайте прислушаемся. Что вы слышите?
Дети: - Птички поют.
Воспитатель: - Да, в лесу звучит своя музыка.
Дети рассматривают изображения на ноутбуке.
Сейчас я загадаю вам загадки: (с ответом детей на экране появляются картинки животных) (1 слайд)
Угадайте, кто? По деревьям скок-скок, Да орешки щелк-щелк.Дети: это белка.Воспитатель. А как вы догадались? Дети. Белка питается орехами. Она быстрая, легко прыгает.Воспитатель.Ходит летом косолапо, А зимой сосет он лапу.Дети. Медведь.
Воспитатель. А как вы понимаете слово «косолапо»? (Ступать пятками врозь, неуклюже, неловко).
Рыжая, хитрая, кур крадет.Дети. Лиса.Воспитатель. А что значит хитрая?Дети. Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои намерения (желания).Воспитатель.Ползун ползет, Иголки на себе везет.Дети. Ежик.Воспитатель. А что вы еще можете сказать о еже?Дети. У него колючие иголки. Он ест яблоки. Зимой спит долго.
Воспитатель.Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку.Дети. Заяц.Воспитатель. А что еще можно сказать о зайце?Дети. Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится.ВоспитательКто зимой холодной, Ходит злой, голодный?Дети. Волк.
Воспитатель. Водяные мастераСтроят дом без топора,Дом из хвороста и тины.И добротные плотины. (бобры)
Воспитатель. Солнца яркого боится.Ночью - хищник эта птица.Ловко мышь найдет в траве.Говорим мы о (Сове).
Воспитатель. Посмотрите на картинки, которые появились на экране. Назовите наших гостей одним или двумя словами.Дети. Звери. Дикие животные.
Воспитатель. Почему этих животных называют дикими?Дети. Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.Воспитатель. Молодцы, ребята. Давайте поиграем. Представьте, что вы не дети а дикие животные. Придумайте, кто каким животным хочет быть. Я дотронусь волшебной палочкой и каждый из вас превратится в дикое животное. А я постараюсь отгадать в какое животное вы превратились.
(Воспитатель хвалит детей за точное копирование движений)
Воспитатель: А сейчас дотронусь волшебной палочкой и вы превратитесь опять в детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а животные чем-то похожи друг на друга. Чем похожи?
Дети: У них есть лапы, хвост, шерсть, морда, глаза, уши.
Воспитатель. Правильно, ребята. А как вы думаете, у диких животных есть в лесу дома, где они живут?
Воспитатель. Сейчас мы продолжим разговор о диких животных, их жилищах.Как вы понимаете слово «жилище»? («Жилище-место обитания животныхвдали от человеческого жилья»)Названия некоторых жилищ животных вы знаете. А вот как они выглядят, мыпосмотрим в сказочном лесу.Птицы вьют гнёзда на деревьях(2слайд)
А это чей домик как вы думаете? Ответы детей. Это дом диких пчёл, а называется он – улей. (слайд3)
Этот дом построен на воде и в нём живут бобры. Жилище у бобров называется так интересно – хатка. Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные. (слайд 4)
Дети рассматривают изображения на ноутбуке.
Воспитатель: - Вот стоит высокое дерево. Чей дом находится высоко на дереве?(слайд 5)
Дети: - Дупло белки.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, белка сама строит себе дом? «Дупло появляется в старом дереве. Засохшая ветка от сильного ветра отрывается от дерева и падает. Место, откуда отпала ветка, подвергается воздействию ветра, солнца, дождя, мороза. Постепенно возникает углубление – дупло. Проходит ещё какое-то время и оно увеличивается. Дети, как ещё может образоваться дупло? Слышали ли вы постукивание дятла? Что оно напоминает?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Дятел, словно врач, простукивает больное дерево, выбивает жуков – короедов, а личинки достаёт из щелей длинным, гибким язычком. Дятел строит своё жилище около двух недель. Самое интересное, что дятел строит себе каждый год новое дупло.
Воспитатель: Как вы думаете, а кто ещё может жить в дупле?
Воспитатель: А ещё в дуплах живут совы.
«Днём в дупле прячется сова. А что она делает ночью?»
Ответы детей.
Воспитатель: - А где живет лиса? (слайд 6)
Дети: - В норе.
Воспитатель: - Где нора?
Дети: - Внизу, в земле.
Воспитатель: Сейчас нам Саша расскажет
Доклад Саши: Лисы не всегда живут в норах. Этими жилищами они пользуются только при выращивании потомства, а все остальное время проводят на открытом месте. Чувства дома у лисиц практически нет. Они селятся там, где им понравится, да и то ненадолго. Лисица часто не желает рыть нору самостоятельно и использует чужие жилища, к примеру, лиса очень уважает удобные норы, вырытые барсуком. Большая часть лисьих нор располагается на облесенных косогорах, в оврагах, по берегам рек и ручьев, в буреломах, лесопосадках и перелесках, зарослях кустов. Возможны норы и на полянах, но так, чтобы поблизости было много кустарников и травы т. е. там, куда обычно не забредают люди.
Воспитатель. А сейчас немножко поиграем Физкультминутка “Дикие животные”:
Встанем, надо отдохнуть,Наши пальчики встряхнуть.Поднимайтесь, ручки, вверх,Шевелитесь, пальчики, –Так шевелят ушкамиСеренькие зайчики.Крадемся тихо на носочках,Как лисы бродят по лесочку.Волк озирается кругом,И мы головки повернем.Теперь садимся тише, тише –Притихнем, словно в норках мыши.Ходил медведь по лесу,Топтался и рычал.Хотел он очень медаА где достать – не знал.
Воспитатель: - А где же живет заяц? (слайд7)
Дети: - Под кустом. Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные.
Воспитатель: - А почему у зайца нет постоянного жилища? Он всех боится. За ним охотятся лиса, волк.
Воспитатель: А как называется жилище медведя? Дети. Берлога.. (слайд8)
Воспитатель: Давайте пофантазируем и представим, как медведь строит себе берлогу?Дети. Большое дерево упало, и медведь залез под него. Это большая яма, а сверху ветки.Воспитатель: Я принимаю ваши ответы и во многом с вами согласна: медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутом с корнями деревом и там засыпает. Перед тем как отправится к берлоге, медведь старательно запутывает следы: петляет, идет по буреломам и даже идет задом наперед по собственным следам. Для берлог обычно выбирают глухие и надежные места. Часто они расположены по краям непроходимых болот, по берегам лесных озер и рек, в буреломах и на лесосеках.. Главное условие – жилище должно быть сухим, тихим и изолированным от присутствия нежданных гостей. Но тревожить медведя не будем, пусть спит в своей берлоге.
А кто еще спит зимой?Дети. Еж.Воспитатель: А какое жилище у ежа?(слайд9)Дети. Он спит в листьях.Воспитатель: Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев. Жилище какого зверя мы с вами не назвали?
Дети. Мы не назвали жилище волка.(слайд10)Воспитатель: Жилище волка называется логово - небольшая яма, в ней много травы, сучьев. Листьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Как называется жилище волка?Воспитатель: А сейчас поиграем «Найди свой дом» (дети делятся на 2 подгруппы, одни берут картинки с животными, другие с жилищами животных, за определённое время нужно встать парами (жилище+ животное)
Теперь нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.Где живет лиса? Дети. Лиса живет в норе. Воспитатель: Значит, это чья нора? Дети. Это лисья нора.. Воспитатель: Где живет белка? Дети. Белка живет в дупле. Воспитатель: Дупло чье? Дети. Это беличье дупло.
Воспитатель: Где живет медведь?Дети. Медведь живет в берлоге.Воспитатель: Это чья берлога?Дети. Это медвежья берлога.Воспитатель: Где живет заяц?Дети. У зайца нет дома, он живет под кустиком.Воспитатель: Где живет ежик?Дети. Ежик прячется на зиму в сухой листве и траве. (слайд 11)
Воспитатель: А где живёт муравей? Дети: в муравейнике. (слайд 12)
Воспитатель: Дети, а кто знает из чего построен муравейник?
Дети. Из палочек, иголок и т.д.
Воспитатель: Правильно. Оказывается в муравейнике живёт не одна семья, а не сколько. Муравьи очень работящие. Они работают с раннего утра и до позднего вечера. Свой дом они закрывают сна ночь и все муравьи стараются во время попасть домой.
Воспитатель: А как называется дом у птиц?
Дети: Гнездо. (слайд 13)
Воспитатель: Дети как вы думаете почему у лисы нора, у белки дупло и т.д? (ответы детей)
Воспитатель: Строение тела животного, особенности его организма и питания определяют место его проживания. Например: Белка обладает подвижными, ловкими, цепкими конечностями, что помогает ей легко лазать по деревьям. Она обладает острым зрением, что помогает ей высматривать самые сладкие шишки и во время спасаться от врагов. Белка любит орешки и ягоды, которые растут на кустах и деревьях.
Воспитатель: дети я предлагаю вам поиграть ещё в одну игру «Разрезные картинки». Вам необходимо разбиться парами и собрать свою картинку. Молодцы! Вы быстро справились с заданием.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю создать сказочный лес на фланелеграфе.Дети берут картинный материал (елочки, листочки и др.) и прикрепляют его.Мне очень нравится, а вам? Давайте придумает название нашей картине.Дети. В лесу. Сказочный лес.Заключительная часть.Воспитатель: Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу? Дети. Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.
Воспитатель: А как люди должны вести себя в лесу? Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.
Воспитатель: А чтобы в лесу был порядок и люди не уничтожали зверей – есть такая профессия егерь (лесник). Это работник, который заботится о лесных зверях. Для зайцев он готовит кучи осиновых веток, для лосей — кормушки с сеном, белкам — орешки.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться в группу. (звучит музыка)
Рефлексия: “Букет настроения”. В конце занятия детям раздаются бумажные листья деревьев: цветные и однотонные. На мольберте изображены две вазы. Воспитатель: “ Если вам понравилось наше путешествие, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе цветной листок, если не понравилось или какие-то были трудности – однотонный”.
Воспитатель Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.