Комплексная НОД: Составление рассказа по сюжетной картине «Кошка с котятами» по аналогии с рассказом о собаке.
МБДОУ «Детский сад №38» г. Череповец
Учитель-логопед: Серова Галина Геннадьевна.
Воспитатели: Соколова Диана Евгеньевна, Полузёрова Ирина Николаевна
Комплексная НОД: Составление рассказа по сюжетной картине «Кошка с котятами» по аналогии с рассказом о собаке.
Виды интеграции образовательных областей: здоровье, познание, социализация, коммуникация, художественное творчество.
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Цель: Продолжать учить детей составлять рассказы по аналогии с образцом и опорой на картину ,формирование умения рисовать кистью и красками.
Обучающие задачи: упражнять в подборе к существительным определения и глаголы, образные слова и выражения;упражнять в согласовании количественных числительных в Им.п. и существительных;упражнять в образовании относительных прилагательных;упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;продолжать упражнять в употребление предлогов за, в, около, между, на;продолжать учить подбирать однокоренные слова;учить детей работать с выкройкойучить видеть на выкройке объемную фигуруучить передавать образ кошки используя трафареты, учить рисовать всем ворсом, концом кисти, тычком, рисовать характерные признаки : уши, усы, полоски, пушистый хвост, коготки.
Развивающие задачи: развивать диафрагмально-реберное дыханиеразвивать любознательность, воображениеразвивать творчество, пространственное воображение, чувство цвета, формы: развивать творческое воображение, фантазию, координацию движений.
Воспитательные задачи: вырабатывать умение работать сообща.формировать самооценку.воспитывать любовь к животным, воспитывать аккуратность, самостоятельность, воспитывать эмоционально- положительное отношение к работе.
Материалы и оборудование: картина «Кошка с котятами», «Собака со щенками», текст рассказа «Альма», карточки для составления предложений, игрушка «Кот», незаконченные рисунки для рисования портрета кота, чёрные фломастеры, диск с музыкой, магнитофон, клеенки, кисти, гуашь, салфетки, баночки с водой, трафареты лампочки, шарика, шляпы, часов, наборы геометрических фигур.
Предварительная работа: просмотр альбома «Породы кошек», заучивание стихов о кошках.
Содержание организованной деятельности детей
1 часть: Проводит учитель- логопед
Организационный момент.
Логопед: «Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам!»
Логопед: доброе утро, дети.
Дети: доброе утро!
Логопед: смотрю я на вас, ребята, и пытаюсь догадаться: какое у вас сейчас настроение?
Дети: весёлое, хорошее, радостное.
Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?
Дети: Все готовы заниматься.
Будем очень мы стараться!
Ребята, нам пришло электронное письмо. Слайд №1
Послушайте, пожалуйста, его.
2. Слайд 2 Игры: «Потерянная буква», «Четвёртый лишний»
- Я дед Буквоед и хочу поиграть с вами в игру «Потерянная буква». Посылаю вам карточки со словами. Попробуйте отгадать, что там написано
В…лк, лис…, соб…ка, к…бан, л…сь, белк…
Посмотрите, что написано на карточках. Догадайтесь, какие буквы потерялись в каждом слове, прочитайте эти слова.
А теперь подумайте и скажите, что здесь лишнее и почему? (Собака. Это домашнее животное, а остальные дикие животные)
3. Придумывание слов определений, слов действий к слову собака
- Дети, скажите, а собака какая? (дети придумывают слова определения: пушистая, злая, ласковая, игривая…)
- Что может делать собака? ( есть, сторожит, охранять…)
4. Слайд 3 картина «Собака со щенками;
- Кого вы видите на картине? (собаку со щенками)
- Послушайте рассказ про них.
Чтение рассказа «Альма» (см. в книге Л.Н.Ефименковой)
Вопросы:
- расскажите, какая была Альма?
- расскажите, какие были щенки?
- какая была конура у Альмы?
- что любили собака и щенки?
- а теперь подумайте и скажите, сколько частей в этом рассказе? Назовите их («Альма», «Щенки», «Конура»)
5. Пересказ рассказа по цепочке
Рассказывают 3 ребенка, каждый по одному фрагменту
6.Слайд 5. Загадывание загадки
-Дети, дед Буквоед прислал вам ещё одну загадку. Давайте попробуем её разгадать
«Что за зверь со мной играет-
Не мычит, не ржёт, не лает.
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки» (кошка)
7. Мимические упражнения и упражнение на координацию речи с движением.
Дети выполняют вместе с логопедом.
- Когда кошка довольна, как она разговаривает? (кошка мурлыкает) Мур-мур
- Как ведёт себя кошка, когда увидит собаку? (выгибает спину, шипит)
- Что делает, когда видит другую кошку? (замирает в какой-то позе, не слышно её)
- Что она делает, когда смотрит на солнышко? (жмурится)
- Представьте, что вы котята, которые любят играть.
Вот идёт черный кот - ходьба с высоким поднимание ног
Оглянулся – прыг вперёд - поворот, прыжок на месте
Кот на дерево полез - движения рук вверх-вниз
Затаился и исчез - присесть
Игра «Поймай бантик» (подпрыгивают)
8. Слайд 6 Игра «Куда спрятался кот?»
Придумывание предложений с предлогом по картинкам («Кошка сидит под столом» и т.д.)
9. Слайд 7. Картина «Кошка с котятами»
Дед Буквоед знает, что вы умеете хорошо рассказывать, и он просит рассказать о кошке с котятами вот по этой картине.
- Дети, не забывайте, что в рассказе есть начало (Н), середина (С), конец (К)
-О чем будем говорить сначала? (о том, где живёт девочка, как ее зовут)
- Затем, в середине рассказа, о кошке и котятах, какие они?
- А в конце – о том, хорошо или плохо живётся кошке с котятами в этом доме?
Установка педагога: Не забудьте дать имя девочке и клички кошке и котятам.
Составление рассказов. Рассказывают по частям, а потом целиком.
10. Приход кота.
Опоздал кот, но всё-таки пришёл, молодец. Обещание своё выполнил. Дети, у кота нет клички. А на улице его называют по-разному. Как вы думаете, как прохожие называют кота? (придумывание родственных слов)
Кот – котик, котёнок, котяша, котофей, котище, коток…
Дети, кот обещал и принёс рисунки.
Рассматривание рисунков в альбоме «Породы кошек»
2 часть. Проводит воспитатель
Художественное творчество
-Ребята, наш кот очень хочет иметь много друзей. Давайте ему нарисуем друзей – котов! (согласие детей)
-Давайте рассмотрим, из каких частей состоит тело кота.(ответы детей)
-Правильно, у кота есть туловище, лапы , голова, хвост, уши.
-Сколько лапок у кота? (четыре)
-А ушек? (два)
-Попробуйте составить фигуру кота из геометрических фигур.
-Какие фигуры вам понадобятся? (круг, овалы, треугольники)
-Ну а теперь будем рисовать. У вас на подносах лежат трафареты: лампочки, шарика, шляпы, часов. Обведите трафареты простым карандашом и дорисуйте недостающие детали, так чтобы получился кот.
Физкультминутка:
-Где ты была, сегодня, киска? (приседания с поворотами)
-У королевы у английской. (шагают)
-Что же ты видела при дворе? (наклоны)
-Я видела мышку на ковре. (хлопки в ладоши)
-А теперь раскрасим наших котов .Воспитатель предлагает самостоятельно выбрать цвет.
Чтобы наш кот получился пушистым, можно раскрасить его с помощью тычка (показ). Мелкие детали рисуем кончиком кисти.
-Ребята, молодцы, все справились. Кошки получились на славу. У каждой свой характер. Свой внешний вид. Давайте дадим клички своим питомцам. Как вы их назовете? Если котик любит играть – Игрунчик, если царапается – Царапка, если рыжий – Рыжик, полосатый – Тигренок.(обыгрывание рисунков).
Рефлексия (анализ рисунков в форме самооценки).
Кот очень рад, что у него теперь так много друзей .Он вам очень благодарен и говорит: « Спасибо ,мяу, мяу, мяу».