Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы. Тема: «Хомячок-толстячок».

22-е место
рейтинг 3.04, 6 голосов

МБДОУ «Детский сад №6»,

Автор Якушева Диана Евгеньевна, воспитатель.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы.

Тема: «Хомячок-толстячок».

Цель: формировать умение у детей различать особенности внешнего вида хомячка (маленький зверек, на голове уши треугольной формы, глаза черные, как бусинки, лапки короткие, маленькие, на лапках по 5 пальцев, шерсть мягкая, рыжеватая); познакомить с особенностями поведения (ловко лазает, когда ест, пищу берет передними лапками, прячет пищу в защечные мешки).

Программные задачи:

Воспитывать у ребят желание наблюдать и ухаживать за живым объектом.

Развивать у них наблюдательность, воображение, логическое мышление.

Вызвать желание заботиться о животных.

Активизация словаря:  хомячок, защечные мешки, впадает в спячку, лазает, шерсть серого цвета, грызет, пушистая, шуршит, проголодался.

Предварительная работа.

Наблюдение за хомячком в экологической комнате или в группе.

Чтение художественной и популярной литературы о хомяках.

Рассматривание картинок и фотографий с изображением хомячка.

Ход занятия.

Воспитатель проводит вводную беседу о том, каких животных уголка природы дети знают, любят ли они их и как ухаживают за ними.

Затем сообщает цель занятия: «Сегодня у нас появится новый обитатель уголка природы, мы понаблюдаем за гостем и поучимся ухаживать за ним».

- Послушайте загадку и попробуйте отгадать с каким зверем нам предстоит сегодня познакомиться.

Загадка про хомяка:

Я устраиваюсь ловко:У меня с собой кладовка.Где кладовка?За щекой!Вот я хитренький какой!

- Какие слова загадки подсказали вам правильный ответ? (Ответы детей).

- Взгляните на этого щекастого красавца. (Показ картинок и фотографий)

- Как вы думаете, почему его называют Щекастым? (Ответы детей).

Вед:

Чем покрыто тело хомячка?

Дети: шерстью

Вед:

Какая шерсть, ребята?

Дети: Теплая, пушистая

Вед: Хомячки бывает разного цвета: белые, серые и даже темные.

Вед:

Ребята, хомка на вас смотрит, наверное вы ему понравились.

Вед:

А какие у него глазки, дети?

Дети: четные, круглые, похожие на бусинки.

Вед:

А еще, он внимательно слушает нас своими ушками. А какие они?

Дети: маленькие

Вед:

А где они находятся?

Дети:

На голове.

Вед:

А что стоит в домике у хомячка?

Дети: лестница

Вед:

А ведь она стоит не зря. Это я поставила ему ее потому что знаю, что ножки у него маленькие, но быстрые и ловкие.

Хомяк похож на мешок со щекастой головой и маленькими ушками. Лапки и хвостик у него коротенькие. Но передние лапки у хомяка многое умеют: подвижными пальцами захватывают еду, подносят ко рту, освобождают щеки от собранного добра, выбирают зерна из колосков, чистят шерстку, умываются и переносят детенышей. За шкуркой своей хомяки ухаживают очень тщательно. Расчесывают ее коготками, зубами, языком и часто купаются в песке. Песчинки, сбегая по телу мелкими струйками, уносят с собой грязь. Окраска меха пестрая, яркая, рыжевато-бурая. Что это за цвет такой – «рыжевато-бурый»? Рыжий – это какой? А бурый? (Ответы детей). Вот и получается оранжево-серо-коричневый. На голове и боках желтые пятнышки, брюшко черное бархатистое.

Физминутка:

Вед:

Давайте, ребята, встанем вокруг хомячка и споем для него.

Я маму все просила

Купи ты мне щенка.

А мама мне купила

Смешного хомячка

Хомячок, хомячок – добродушный толстячок!

Вед:

Ребята, к нашему хомячку часто прибегает мышонок. Все они родственники из семейства грызунов. Этот мышонок очень глупенький и не послушный.

Вед:

Я даже вам сейчас расскажу стихотворение. Называется оно так «Сказка о глупом мышонке»

Вед:

Я думаю, вам всем понравилась эта история.

Вед:

Но а нашему хомячку больше всего нравится грызть овощи, фрукты. А еще он любит полакомится мясом, яйцом.

Вед:

Чем богаты овощи, фрукты?

Дети: витаминами

Вед:

А сейчас, мы поиграем с вами в игру «Угадай на вкус». Закройте глаза, я вас буду угощать чем-то вкусненьким.

Вед:

Саша, чем угостился ты сейчас?

Саша:

Морковкой

Вед:

Настенька, а что скушала ты?

Настя: огурец.

Вед:

Когда наш хомячок проголодается, мы его с удовольствием угостим такими же лакомствами. Он будет с радостью угощаться и благодарить за заботу о нем.

В конце занятия педагог дает детям задание: 1) ответить на вопросы о хомяке; 2) понаблюдать, будет ли хомяк лазать по лесенке; умываться, сделает ли себе гнездо; будет ли прятать корм в защечные мешки.

Примечание: комментарии воспитателя должны быть подвижными, необходимо сопровождать словом все особенности поведения объекта, обращать на них внимание детей.

Вопросы:

1. Почему хомяка называют щекастым?

2. Чем питается хомяк?

3. Как переносит добычу в нору?

4. Как справляется с крупной добычей?

5. Как готовится к зиме?

6. Как хомяк зимует?

7. Какие норы роет хомяк?

8. Кто является врагами хомяка?

9. Как ведет себя хомяк при встрече с врагом?

10. Какими появляются на свет хомячата? Как ведут себя?

11. Как начинают самостоятельную жизнь?

12. Что можно сказать о характере хомяка?

13. Что происходит, если встречаются два хомяка?

14. Чем опасен укус хомяка?

15. Почему хомяка называют хозяйственным?