Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы. Тема: «Хомячок-толстячок».
МБДОУ «Детский сад №6»,
Автор Якушева Диана Евгеньевна, воспитатель.
Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы.
Тема: «Хомячок-толстячок».
Цель: формировать умение у детей различать особенности внешнего вида хомячка (маленький зверек, на голове уши треугольной формы, глаза черные, как бусинки, лапки короткие, маленькие, на лапках по 5 пальцев, шерсть мягкая, рыжеватая); познакомить с особенностями поведения (ловко лазает, когда ест, пищу берет передними лапками, прячет пищу в защечные мешки).
Программные задачи:
Воспитывать у ребят желание наблюдать и ухаживать за живым объектом.
Развивать у них наблюдательность, воображение, логическое мышление.
Вызвать желание заботиться о животных.
Активизация словаря: хомячок, защечные мешки, впадает в спячку, лазает, шерсть серого цвета, грызет, пушистая, шуршит, проголодался.
Предварительная работа.
Наблюдение за хомячком в экологической комнате или в группе.
Чтение художественной и популярной литературы о хомяках.
Рассматривание картинок и фотографий с изображением хомячка.
Ход занятия.
Воспитатель проводит вводную беседу о том, каких животных уголка природы дети знают, любят ли они их и как ухаживают за ними.
Затем сообщает цель занятия: «Сегодня у нас появится новый обитатель уголка природы, мы понаблюдаем за гостем и поучимся ухаживать за ним».
- Послушайте загадку и попробуйте отгадать с каким зверем нам предстоит сегодня познакомиться.
Загадка про хомяка:
Я устраиваюсь ловко:У меня с собой кладовка.Где кладовка?За щекой!Вот я хитренький какой!
- Какие слова загадки подсказали вам правильный ответ? (Ответы детей).
- Взгляните на этого щекастого красавца. (Показ картинок и фотографий)
- Как вы думаете, почему его называют Щекастым? (Ответы детей).
Вед:
Чем покрыто тело хомячка?
Дети: шерстью
Вед:
Какая шерсть, ребята?
Дети: Теплая, пушистая
Вед: Хомячки бывает разного цвета: белые, серые и даже темные.
Вед:
Ребята, хомка на вас смотрит, наверное вы ему понравились.
Вед:
А какие у него глазки, дети?
Дети: четные, круглые, похожие на бусинки.
Вед:
А еще, он внимательно слушает нас своими ушками. А какие они?
Дети: маленькие
Вед:
А где они находятся?
Дети:
На голове.
Вед:
А что стоит в домике у хомячка?
Дети: лестница
Вед:
А ведь она стоит не зря. Это я поставила ему ее потому что знаю, что ножки у него маленькие, но быстрые и ловкие.
Хомяк похож на мешок со щекастой головой и маленькими ушками. Лапки и хвостик у него коротенькие. Но передние лапки у хомяка многое умеют: подвижными пальцами захватывают еду, подносят ко рту, освобождают щеки от собранного добра, выбирают зерна из колосков, чистят шерстку, умываются и переносят детенышей. За шкуркой своей хомяки ухаживают очень тщательно. Расчесывают ее коготками, зубами, языком и часто купаются в песке. Песчинки, сбегая по телу мелкими струйками, уносят с собой грязь. Окраска меха пестрая, яркая, рыжевато-бурая. Что это за цвет такой – «рыжевато-бурый»? Рыжий – это какой? А бурый? (Ответы детей). Вот и получается оранжево-серо-коричневый. На голове и боках желтые пятнышки, брюшко черное бархатистое.
Физминутка:
Вед:
Давайте, ребята, встанем вокруг хомячка и споем для него.
Я маму все просила
Купи ты мне щенка.
А мама мне купила
Смешного хомячка
Хомячок, хомячок – добродушный толстячок!
Вед:
Ребята, к нашему хомячку часто прибегает мышонок. Все они родственники из семейства грызунов. Этот мышонок очень глупенький и не послушный.
Вед:
Я даже вам сейчас расскажу стихотворение. Называется оно так «Сказка о глупом мышонке»
Вед:
Я думаю, вам всем понравилась эта история.
Вед:
Но а нашему хомячку больше всего нравится грызть овощи, фрукты. А еще он любит полакомится мясом, яйцом.
Вед:
Чем богаты овощи, фрукты?
Дети: витаминами
Вед:
А сейчас, мы поиграем с вами в игру «Угадай на вкус». Закройте глаза, я вас буду угощать чем-то вкусненьким.
Вед:
Саша, чем угостился ты сейчас?
Саша:
Морковкой
Вед:
Настенька, а что скушала ты?
Настя: огурец.
Вед:
Когда наш хомячок проголодается, мы его с удовольствием угостим такими же лакомствами. Он будет с радостью угощаться и благодарить за заботу о нем.
В конце занятия педагог дает детям задание: 1) ответить на вопросы о хомяке; 2) понаблюдать, будет ли хомяк лазать по лесенке; умываться, сделает ли себе гнездо; будет ли прятать корм в защечные мешки.
Примечание: комментарии воспитателя должны быть подвижными, необходимо сопровождать словом все особенности поведения объекта, обращать на них внимание детей.
Вопросы:
1. Почему хомяка называют щекастым?
2. Чем питается хомяк?
3. Как переносит добычу в нору?
4. Как справляется с крупной добычей?
5. Как готовится к зиме?
6. Как хомяк зимует?
7. Какие норы роет хомяк?
8. Кто является врагами хомяка?
9. Как ведет себя хомяк при встрече с врагом?
10. Какими появляются на свет хомячата? Как ведут себя?
11. Как начинают самостоятельную жизнь?
12. Что можно сказать о характере хомяка?
13. Что происходит, если встречаются два хомяка?
14. Чем опасен укус хомяка?
15. Почему хомяка называют хозяйственным?