Занятие на тему: «Черепахи – удивительные животные». Возраст учащихся: 5-7 класс.

18-е место
рейтинг 3.13, 7 голосов

Занятие на тему: «Черепахи – удивительные животные»

Автор: Великанова Татьяна Андреевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МБОУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой».

Цель занятия:

Познакомить учащихся с представителями отряда черепах, выделив биологические особенности и приспособления разных групп – сухопутные, водные – к среде обитания.

Задачи:

Возраст учащихся: 5-7 класс.

Количество участников: 10-12 человек.

Место проведения: учебный кабинет натуралистического центра «Радуга».

Продолжительность занятия: 1 час.

Приемы и методы:

- психологическая методика «Выбери меня»

- рассказ;

- элементы практической работы;

- игровые моменты.

Оборудование: наглядные пособия (рисунки, фотографии, схемы), черепахи (живые объекты), два мяча для игры, листы бумаги, ручки.

Примечание: Занятие проводится в форме беседы между педагогом и детьми. На занятии учащиеся знакомятся с новыми определениями, получают интересные знания о данном виде животных и закрепляют пройденный материал.

Ход занятия.

- Здравствуйте ребята! Сначала давайте узнаем, какое же у вас сейчас настроение? На листочках вам нужно нарисовать (солнышко – хорошее, плачущая луна – грустное, звездочка - спокойное).

Сегодня мы с вами впервые начинаем изучать интереснейшую группу животных - это рептилии (или пресмыкающиеся).

Основная часть

Представителями этой обширнейшей группы являются большое разнообразие животных: ящерицы, черепахи, змеи, крокодилы. Со всеми этими животными вы уже, кто очно, кто заочно знакомы и представляете их внешний вид.

Для того чтобы вы вспомнили как они выглядят я покажу вам их на фотографиях.

А теперь давайте вместе подумаем, а почему такие интересные и самые разнообразные животные относятся к группе пресмыкающиеся? Почему эта группа животных так называется?

Пресмыкающиеся – это настоящие наземные животные, при передвижении по суше тело этих животных касается поверхности земли, то есть ползут, смыкаясь с ней (отсюда и название этой группы животных).

Давайте все вместе посмотрим на их внешний вид и действительно мы увидим, что их тело тесно соприкасается с поверхностью земли.

Итак, мы с вами выяснили кто такие пресмыкающиеся, какие виды животных к ним относятся, а сейчас мы более подробно познакомимся с интереснейшими представителями этого отряда.

Чтобы узнать, о ком именно мы сегодня с вами будем говорить на занятии, вам нужно отгадать загадку:

Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит чудо по дороге, голова торчит да ноги. (Черепаха)

Мы познакомимся более подробно с представителями этой огромной группы – черепахами. Что бы вы хотели про них узнать? (ответы детей).

Сейчас я предлагаю каждой команде поработать с карточками и через 5 минут один человек из команды перескажет другим о прочитанном.

Карточка № 1

Немного истории.

Это древняя группа животных, резко отличающаяся от других животных тем, что у них есть панцирь. Первые черепахи появились на земле еще 200 млн. лет назад и за 150 млн. лет они практически не изменились. Это говорит о том, что «выбранный» ими способ защиты от врагов – панцирь, выдержал проверку времени.

Место обитания.

Черепах можно встретить в более южных регионах России и за границей. Их основным местом обитания являются: моря, реки, болота, тропические дождевые леса, пустыни и высокогорья.

Карточка № 2

Представители отряда черепахи и их видовое разнообразие.

На сегодняшний день отряд черепах представлен различными семействами. Семейство – это группа схожих по внешнему виду и образу жизни животных.

Семейство сухопутные черепахи (средиземноморская черепаха);

Семейство пресноводные черепахи (болотная и красноухая черепаха);

Семейство трехкоготные черепахи (дальневосточная черепаха);

Семейство морские черепахи (головастая черепаха);

Семейство кожистые черепахи (кожистая черепаха).

Сегодня более подробно мы изучим три вида черепах, которые присутствуют у нас на занятии: болотная, красноухая и средиземноморская черепахи.

Внешний вид и биологические особенности черепах.

На каждом из двух столов представлено по 2 вида черепах. Каждый стол попробует мне помочь в описании их внешнего вида и биологических особенностей. Каким же образом? Я каждому столу буду задавать наводящие вопросы, а вы на них попытаетесь ответить. Таким образом мы начинаем нашу работу.

Сначала мы попытаемся описать форму и цвет панциря.

Форма и цвет панциря связаны с образом жизни черепахи.

Средиземноморская черепаха – панцирь куполообразной формы, часто бугорчатый. Цвет его коричневый или песочный. Эта форма и окраска панциря говорит о том, что место обитания этой черепахи – пустыня, степь.

Красноухая черепаха – панцирь более низкий, уплощенный, гладкий, т.к. черепаха обитает в воде, а это более плотная среда, чем воздух. Таким образом, такой плоский и обтекаемый панцирь позволяет им легче передвигаться в воде. Цвет панциря – светло-бурый с зеленым оттенком.

Болотная черепаха – панцирь более гладкий, чем у красноухой, овальный, выпуклый, более мощных размеров. Цвет панциря тоже отличается от других черепах – темно-зеленого с желтыми точками по всему панцирю.

Ребята, панцирь – это непросто защитное оружие от врагов, а это их скелет. То есть черепаха не может выползти из панциря.

Давайте внимательно присмотримся к панцирю черепах, и мы увидим, что он состоит из отдельных щитков. По этим щиткам мы можем определить возраст черепахи. Давайте дружно, определим возраст черепах.

Определяем возраст водной черепахи

Для начала можно измерить длину панциря. Обычно этот показатель является самым точным определителем. До года самец и самка красноухой черепахи растут одинаково. В возрасте одного года длина панциря этого вида составляет 6 см. далее можно уже будет различать пол черепах для определения их возраста.

Если размер панциря самки составляет 9 см, а самца — не больше 8см, то вашим питомцам только исполнилось два года. Далее 14 см панциря у самки и 10 см у самца скажут о том, что они уже достигли трёх лет, 16 см у самки и 12 см у самца — четырёх, 18 см у самки и 14 см у самца — пяти. А 20 см у самки и 17 см у самца показывают шестилетний возраст.

Если вы обнаружили, что длина панциря вашего питомца достигает 28-30 см — это говорит о том, что он находится в возрасте от 30 до 50 лет. Последняя цифра является финишной в жизни красноухой черепахи.

Определяем возраст сухопутной черепахи

Этот вид не разделяет самку и самца по размеру. Поэтому , их возраст можно узнать по одинаковым данным длины панциря. В год она составляет 5 см, в два – 6 см, в три – 8 см, в четыре — 10 см, в пять — 12 см и в шесть — 14 см.

В природе максимальная длина взрослой особи может достигать 25-28 см. В домашних условиях среднеазиатские черепахи обычно не вырастают больше 18 см.

Общие способы

Возраст и одного, и второго, и некоторых видов черепах, можно определить с помощью подсчёта колец на панцире.

Своими первыми кольцами черепахи обзаводятся ещё до годовалого возраста. Вплоть до двух лет, каждые полгода у черепах прибавляется по 2-3 бороздки. После двух лет каждая бороздка ровняется одному году.

Обычно этот способ является несколько неточным, потому что приходится ориентироваться по среднему значению, которое выводится из количества годовых колец на нескольких основных чешуйках панциря. Зато это может стать очень увлекательным занятием, которое сблизит вас с питомцем ещё больше.

Так же по светлым швам между щитками, на спинной части панциря черепахи — карапаксе, можно понять, что черепаха ещё молодая. В хороших условиях у быстро растущей черепахи и новые роговые слои будут появляться быстро, но первое время они всё равно будут оставаться светлыми.

Темнеть они начнут только через 4-5 лет. При этом, каждое кольцо старше года будет приобретать цвет предыдущего, которое в свою очередь будет подвергаться ещё более активной пигментации.

Кроме этого мы можем определить их пол. Как это делается. Надо пощупать брюшную сторону панциря, если на нем есть ямка, то значит самец, если нет, то значит самка. Попробуйте самостоятельно определить их пол.

А сейчас я вам задам вопрос: «А есть ли, что-то у черепах кроме панциря?». Конечно, есть – голова.

Итак, давайте внимательно рассмотрим голову у черепах. Что на ней расположено?

-пара глаз (маленькие, темного цвета, они прекрасно видят);

-нос (пара ноздрей, очень хорошо развито обоняние);

-рот (в нем располагаются роговые пластины с режущим краем, с помощью которых они захватывают и пережевывают пищу, кроме пластин есть заостренный язык.)

Если посмотреть сбоку на головы черепах, то мы увидим, что расположение рта, ноздрей и форма головы будет разной.

Так, что еще мы увидели у черепах кроме головы?

Конечно – это лапы (2 пары, на каждой лапе располагается по 4 коготка, с помощью которых они передвигаются по поверхности и роют ямки для откладки яиц). Заметьте, что у водных черепах есть между пальчиками перепоночки – это своего рода приспособление к жизни в водной среде. А еще у них есть маленький, коротенький хвостик (это своеобразный руль при передвижении черепахи).

Вы все знаете, что голова, лапки и хвостик могут втягиваться в панцирь. Это можно проверить на практике (нужно просто дотронуться до головы черепахи). Как вы думаете, зачем она прячется в панцирь? Конечно, оберегаться от врагов, ее очень трудно съесть. Мало таких животных, которые могли раскусить их панцирь.

А посмотрите, какая сухая кожа у сухопутных черепах. Это приспособление к обитанию на суше в жарких условиях. Напротив, у водных кожа влажная и поэтому они не могут долго находиться на суше, иначе кожа их просто пересохнет.

А теперь давайте немного поиграем.

Игра «Черепашки»

Дружно все ребята встаем в круг. Объясняю правила игры.

Сейчас давайте эти 2 мяча – это «черепашки». В одну сторону я посылаю одну черепашку, а в другую – вторую. Вам нужно бережно и аккуратно передавать из рук в руки. Как только я даю сигнал «игра начинается» – все начинают передавать мяч друг другу. Если у кого-то в руках окажутся обе «черепашки», тот из игры выбывает. В конце игры определится победитель.

А сейчас мы с вами продолжаем изучать новый материал.

Чем питаются черепахи?

Болотная черепаха – основная пища рыба, дождевые черви, рыба, ракообразные, моллюски, а иногда трава.

Красноухая черепаха – моллюски, насекомые, разнообразные, мелкая рыба, дождевые черви, иногда трава входит в рацион питания.

Средиземноморская черепаха – основная пища – растительность. Овощи, фрукты, дикорастущие травы, а иногда они питаются даже дождевыми червями.

Таким образом, мы описали внешний вид все трех черепах.

Хотелось бы сказать, что болотная и средиземноморская черепахи занесены в Красную книгу.

Красноухая – это очень распространенный вид и поэтому не охраняется.

Игра «Интеллект».

Внимание, объясняю правила игры. На каждый стол выдается по слову (ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ) вы в течение минуты должны составить из этого слова как можно больше других слов. Выигрывает та команда, у которой этих слов окажется больше. Время пошло!

Мы продолжаем дальше наше занятие. А теперь давайте задумаемся, есть ли какие-нибудь приспособления у черепах к среде обитания?

Каждая команда на листочке в течение 2-х минут выписывают приспособления черепахи к среде обитания. А затем мы озвучим вслух и разберемся с приспособлениями. Например, уплощенный панцирь помогает черепахе более быстро передвигаться в воде.

- панцирь (защита от врагов, форма панциря позволяет черепахе легко передвигаться в той или иной среде);

- жесткая и сухая кожа или влажная (позволяет им долгое время находиться на солнышке, то есть она не пересыхает или не позволяет долго находиться на суше);

- лапы (уплощенные у водных – легкость передвижения в воде, кроме того между пальцами у них есть перепонки или лапы мощные предназначенные для передвижения по суше);

- когти (помогают передвижению и ратью ямы для откладки яиц);

Защитная окраска и другие.

Подведение итогов занятия.

А теперь ребята давайте подведем итоги нашего занятия. Сейчас я посмотрю, что вы усвоили.

Проверим мы это следующим образом. На стенде прикреплены 2 названия черепах. По моему сигналу каждый человек по очереди должен подбежать к стенду и выбрать признак, который относится именно к этой черепахе, и прикрепить на доску. Каждой черепахе вы должны найти 7 признаков.

Таким образом, вы сегодня неплохо усвоили материал ребята, отлично справились со всеми заданиями, какими бы они трудными не были.

А сейчас посмотрим, изменилось ли настроение у кого. На обратной стороне листочка вы снова нарисуете или солнышко, или луну, или звезду.

Значительное слово педагога.

Всем большое спасибо, уходим на переменку и в живой уголок на практическое занятие.