Трудности чтения и письма у школьников.

      Доброго времени суток, дорогие родители. Сегодня мы поговорим о некоторых трудностях, с которыми может столкнуться ребенок в школе, а именно о таких проблемах, как дислексия и дисграфия.  Нет, нет – не пугайтесь, ведь ничего страшного и непоправимого в этом нет. Мы лишь осветим некоторые аспекты данного вопроса, чтобы внести ясность и подбодрить тех, кто с этим уже столкнулся.

       Ребенок пошел в школу… Первые звонки, первые радости, волнения, успехи, но, к сожалению, возможны и первые трудности… Период адаптации, постановка руки, правильность и ровность линий, письмо букв,  правильность и быстрота чтения... Не каждый ребенок справляется, у некоторых могут возникать  трудности в чтении и письме. У  кого – то они могут появиться сразу, у кого-то чуть позже. Для одних достаточно консультации специалиста с подбором специальных дополнительных упражнений, которые ребенок сможет выполнять дома под руководством родителей. Для других необходимы занятия со специалистом.

       Нарушения чтения  называют дислексией, нарушения письма -  дисграфией.  Давайте посмотрим, что может послужить поводом для беспокойства родителей. У детей с дислексией возникают  ошибки при чтении: пропуск звуков, добавление ненужных, искажение звучания слов; быстрота и скорость чтения не такая, как хотелось бы. Дети  могут менять буквы местами, пропускать начальные слоги слов.   При дисграфии  могут возникать  трудности в овладении письмом:  диктанты, упражнения могут содержать множество грамматических ошибок. Дети не используют заглавные буквы, знаки препинания, их почерк некрасивый и неровный. В среднем и старшем звене школы дети  начинают использовать при письме короткие фразы с небольшим набором слов, в написании которых они допускают грубые ошибки.

Типичные ошибки, которые могут вас насторожить:

Данные ошибки типичны и носят стойкий характер, то есть повторяются постоянно, а не одноразово.

В зону риска попадают:

  1. Леворукие дети.
  2. Леворукие дети, переученные на правую руку.
  3. Дети, воспитывающиеся в двуязычной семье.
  4. Дети, которые не готовы к школе психологически.
  5. Невнимательные, гиперактивные и неусидчивые дети.

К кому необходимо обратиться с данными проблемами? В данном случае нужна помощь квалифицированного специалиста – логопеда (дефектолога).

      Первоначально логопед проводит речевое обследование и консультирование родителей по  его результатам . После этого проводятся занятия по индивидуально составленному плану на  ребенка.  В занятия включаются упражнения на развитие мелкой моторики, постановки руки, задания на штриховку, используется разрезная азбука, для складывания слогов, выделения грамматических элементов слов, различные речевые игры. Упражнения  подбираются индивидуально, учитывая проблему  и потребности каждого ребенка. Обязательной является работа  по развитию пространственных представлений, развитием слуховой, зрительной памяти.

      Если не обращать внимания на данные проблемы,  у ребенка будет происходить снижение успеваемости по всем предметам, не только по русскому и литературе. У ребенка может развиться низкая самооценка, что еще больше может усугубить ситуацию.

Главное – помнить, дислексия и дисграфия это состояние, которые требуют систематичности занятий и тесной работы логопеда, ребенка и родителей.

Удачи Вам, уважаемые родители, успехов Вашим детям.

С уважением, логопед-дефектолог НОУ УЦ «Рост.okВепрева Светлана Николаевна.