Трудности чтения и письма у школьников.
Доброго времени суток, дорогие родители. Сегодня мы поговорим о некоторых трудностях, с которыми может столкнуться ребенок в школе, а именно о таких проблемах, как дислексия и дисграфия. Нет, нет – не пугайтесь, ведь ничего страшного и непоправимого в этом нет. Мы лишь осветим некоторые аспекты данного вопроса, чтобы внести ясность и подбодрить тех, кто с этим уже столкнулся.
Ребенок пошел в школу… Первые звонки, первые радости, волнения, успехи, но, к сожалению, возможны и первые трудности… Период адаптации, постановка руки, правильность и ровность линий, письмо букв, правильность и быстрота чтения... Не каждый ребенок справляется, у некоторых могут возникать трудности в чтении и письме. У кого – то они могут появиться сразу, у кого-то чуть позже. Для одних достаточно консультации специалиста с подбором специальных дополнительных упражнений, которые ребенок сможет выполнять дома под руководством родителей. Для других необходимы занятия со специалистом.
Нарушения чтения называют дислексией, нарушения письма - дисграфией. Давайте посмотрим, что может послужить поводом для беспокойства родителей. У детей с дислексией возникают ошибки при чтении: пропуск звуков, добавление ненужных, искажение звучания слов; быстрота и скорость чтения не такая, как хотелось бы. Дети могут менять буквы местами, пропускать начальные слоги слов. При дисграфии могут возникать трудности в овладении письмом: диктанты, упражнения могут содержать множество грамматических ошибок. Дети не используют заглавные буквы, знаки препинания, их почерк некрасивый и неровный. В среднем и старшем звене школы дети начинают использовать при письме короткие фразы с небольшим набором слов, в написании которых они допускают грубые ошибки.
Типичные ошибки, которые могут вас насторожить:
- Дети при чтении и письме путают буквы по оптическому сходству: е – з, а – о, т – п.
- Если у ребенка неправильное произношение каких – либо звуков, то возможно и на письме он будет их заменять (шапка – сапка).
- Если у ребенка нарушен фонематический слух, то возможно смешение парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих ( том – дом).
- Ребенок пропускает буквы, слоги, не дописывает элементы букв, слоги. Например: моко( молоко)
- При дисграфии возможны ошибки персеверации (застревание): « За зомом росла мамина», «Дод небом лолубым».
- На письме ребенок не правильно передает мягкость согласных: сольить (солить).
- Возможно слитное написание предлогов, а приставок – раздельное.
- Затруднения в пространственных ориентировках, в определении левой и правой руки.
Данные ошибки типичны и носят стойкий характер, то есть повторяются постоянно, а не одноразово.
В зону риска попадают:
- Леворукие дети.
- Леворукие дети, переученные на правую руку.
- Дети, воспитывающиеся в двуязычной семье.
- Дети, которые не готовы к школе психологически.
- Невнимательные, гиперактивные и неусидчивые дети.
К кому необходимо обратиться с данными проблемами? В данном случае нужна помощь квалифицированного специалиста – логопеда (дефектолога).
Первоначально логопед проводит речевое обследование и консультирование родителей по его результатам . После этого проводятся занятия по индивидуально составленному плану на ребенка. В занятия включаются упражнения на развитие мелкой моторики, постановки руки, задания на штриховку, используется разрезная азбука, для складывания слогов, выделения грамматических элементов слов, различные речевые игры. Упражнения подбираются индивидуально, учитывая проблему и потребности каждого ребенка. Обязательной является работа по развитию пространственных представлений, развитием слуховой, зрительной памяти.
Если не обращать внимания на данные проблемы, у ребенка будет происходить снижение успеваемости по всем предметам, не только по русскому и литературе. У ребенка может развиться низкая самооценка, что еще больше может усугубить ситуацию.
Главное – помнить, дислексия и дисграфия это состояние, которые требуют систематичности занятий и тесной работы логопеда, ребенка и родителей.
Удачи Вам, уважаемые родители, успехов Вашим детям.
С уважением, логопед-дефектолог НОУ УЦ «Рост.ok!» Вепрева Светлана Николаевна.