Дела домашние, или обучение в естественных условиях.
Доброго времени суток, наши дорогие читатели. В этой статье мы расскажем Вам о том, как можно развивать малыша, занимаясь обычными домашними делами.
Влияние родителей на обучение своих детей не исчерпывается оказанием материальной поддержки, посещением группы детского сада или занятиями в центрах дополнительного образования. Основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Воспитанием речи необходимо заниматься уже в младшем детском возрасте, когда развиваются основные черты характера ребенка, способствующие формированию его личности. После начала появления собственной речи к 3-му году ребенок постепенно преодолевает физиологическую недостаточность в результате несоответствия между сильной потребностью в речевом общении в еще несовершенной моторной подвижностью речевых органов. В этот период трудностей речевого выражения ребенку нужно тактично и незаметно помогать находить правильные формулировки. Эту задачу выполняют прежде всего члены семьи. Воспитание речи направлено на формирование понятий, расширение словаря и правильное использование речевых стереотипов. Ребенку показывают и называют предметы, лица и ситуации. Материал должен соответствовать возрасту и пониманию ребенка. Радостные эмоции вызывают различные детские стихи, любое положительное взаимодействие с мамой, папой, бабушкой, дедушкой.
Родители могут многое сделать для развития своего малыша, используя естественные, бытовые ситуации.
Когда Вы и Ваш ребенок вместе: |
Вы можете сказать или спросить: |
Это поможет Вашему ребенку: |
Разрешите ребенку играть пустыми контейнерами (флаконами из-под шампуня, мыльницами, пробками) Экспериментировать с предметами которые плавают или тонут в воде: губки, мочалки, мыло, пробки, пустые и наполненные водой флаконы, игрушки, мячики. Помогите ребенку самостоятельно ухаживать за своим телом, соблюдать необходимые гигиенические навыки.
|
Куда больше воды поместится? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Посмотри на пузыри. Откуда они берутся? Чем можно быстрее набрать воду в ванночку: пробкой или ведерком? Какая пробка подходит к этому флакону, мыльнице? Для какой куклы подойдет мыльница в качестве кораблика? Как ты думаешь, утонет бутылочка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы она утонула? Если ты прижмешь ее ко дну, а потом отпустишь, что будет? Как ты думаешь с чего лучше начать умываться? Если ты сначала умоешь лицо, а потом будешь чистить зубки, что может остаться на щеках и на губах? Что сначала нужно сделать: намочить щетку или положить пасту? Давай нарисуем, что сначала, что потом: сначала чистим зубы (рисуем щетку), потом умываем лицо (рисуем мыло), вытираем лицо и руки полотенцем, расчесываем волосы (рисуем расческу). |
Научиться устанавливать величину, порядок убывания или возрастания размера, объема. Тренировать действия пальцев рук. Исследовать и определять характеристику предметов. Делать наблюдения. Делать открытия и смелее экспериментировать с предметами. Понимать, что такое объем. Понимать временную последовательность (сначала — потом). Понимать причины и следствия. Осознанно принимать самостоятельные решения, правильные решения. Самостоятельно действовать. Устанавливать причины и следствия. Быть уверенным и компетентным. Понимать условные обозначения.
|
Когда вы и ваш ребенок вместе: |
Вы можете сказать или спросить: |
Это поможет вашему ребенку: |
Выбираете покупки
Упаковываете покупки
Несете покупки домой
|
Давай решим какие покупки нам нужно сделать. Почему ты так считаешь, для чего нам это пригодится? Из чего мы сможем приготовить еду для папы, бабушки, кошки? О ком еще нам нужно позаботиться? Без чего мы не можем обойтись? Сколько сумок нам понадобится?
Как ты думаешь почему хлеб продается в упаковке? Почему витрины прозрачные? Почему у конфет такие яркие обертки? Почему конфеты такие дорогие?
Как ты думаешь что можно положить вниз яйца или макароны? Что лучше положить сверху? Сколько мы всего сделали покупок? Что мы купили первым? Сколько хлеба? Чего больше? Что самое мягкое? Что душистое? Что тяжелое? Какая сумка у нас была? Какая стала? Что самое вкусное для тебя? Как ты думаешь, чему обрадуется дедушка? А чему кошка Мурка? |
Понять основу рациональности, учиться обсуждать проблему с родителями. Высказывать, обосновывать свою точку зрения. Понимать назначение похода в магазин. Понимать значимость и последствия действий.
Соотносить вес и объем. Учиться понимать суть явлений, устанавливать причинно- следственные связи. Высказывать предположения, искать аргументы.
Соотносить свойства продуктов. Закрепить навыки порядкового (первый, второй...), количественного счета (один, два, три...). Тренировать память. Сравнивать. Различать запахи, узнавать свойства и качества.
Учиться заботиться о других. Понимать причинно-следственные связи. |
Когда вы и ваш ребенок вместе: |
Вы можете сказать или спросить: |
Это поможет вашему ребенку: |
Что для тебя будет большим удовольствием отправиться в гости или остаться дома? Как ты планируешь вести себя в гостях? Что ты скажешь взрослым? Детям? Что сделаешь, если захочешь пить? Если тебе станет скучно? |
Понять, что вы уважаете его мнение, его право выбора. Осознанно относиться к своему выбору. Осознавать и планировать свои поступки. Прогнозировать ситуации. |
Когда вы и ваш ребенок вместе: |
Вы можете сказать или спросить: |
Это поможет вашему ребенку: |
Разбираете сумку с продуктами
Вместе месите тесто или печете пироги
Вместе накрываете на стол, раскладываете еду |
Назови, что я купила? Что нам прислала бабушка? Что я принесла из огорода? Что самое мягкое? Что самое легкое? Что завернуто в бумагу? Чего много, чего мало? Что пахнет? Что пачкается? Для чего масло?
Из чего у меня получилось такое тесто? Сколько я положила яиц? Что сделала сначала? Как ты думаешь, что было бы, если бы я взяла маленькую мисочку, а не большую кастрюлю? Что ты чувствуешь пальчиками? Какое тесто на ощупь? Что из него можно сделать? На что похоже тесто? Посчитай, сколько человек нужно накормить. Сколько нужно приготовить глубоких тарелок, ложек? Что нужно сделать сначала, что потом? Что будет, если мы нальем суп в мелкую тарелочку? Где не будет мешать ваза с цветами? Как сделать так, чтобы всем хватило пирога, салата? |
Учиться ориентироваться в названиях продуктов и способах приобретений. Понимать, что такое объем, вес, размер, цена. Тренироваться в различении и назывании цвета, формы, частей и деталей предметов. Понимать хозяйственную роль членов семьи
Понимание действий, предстоящих изменений — яйцо бьется, сахар растворяется, дрожжи поднимаются. Учиться устанавливать закономерности: тесто увеличивается в объеме, значит... Сравнивать, находить аналогии. Развивать пальчики, силу рук
Научиться считать. Соотносить количество предметов и человек. Понимать свойства предметов и учиться правильно использовать их. Логически мыслить, рассуждать. Понимать соотношение часть — целое. Находить рациональные способы деления. |
Когда вы и ваш ребенок вместе: |
Вы можете сказать или спросить: |
Это поможет вашему ребенку: |
Приводите в порядок комнаты
Готовитесь к приему гостей
Украшаете свой дом
Делаете ремонт
|
Как ты считаешь с чего нужно начинать? Что нам для этого потребуется? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь? Посмотри, пожалуйста, что у нас не в порядке. Как ты считаешь, что нужно приготовить для наших гостей? Реши, чем ты займешь свою гостью. Как ты думаешь, что ей будет интересно? Где мы посадим гостей? Чем будем угощать? Что тебе нравится (не нравится) в своей комнате? Как ты думаешь, что не нравится мне? Почему? На что тебе было бы приятно смотреть? Как ты думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? Чем бы ты хотел украсить наш дом? Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? Какой рисунок тебе нравится? Как ты думаешь, что нужно, чтобы сделать ремонт? Чем ты планируешь помочь? Сколько нужно человек, чтобы передвинуть шкаф? Поклеить обои? Если ты увидишь ведро с краской, что ты сделаешь? Если ты увидишь открытую розетку, как ты поступишь? |
Развивать наблюдательность. Учиться планировать последовательность дел. Правильно оценивать свои силы
Развивать наблюдательность, критичность, Учиться высказывать оценочные суждения «Я считаю, что...» Развивать умение заботиться о нуждах других людей. Понять основы гостеприимства и придерживаться их.
Учиться высказывать суждения. Учитывать чужую точку зрения. Фантазировать. Уважительно относиться к результатам своего и чужого труда. Развивать творческие способности.
Формулировать, высказывать, отстаивать свою точку зрения. Понимать объем предстоящей работы. Оценивать собственные силы. Прогнозировать возможные ситуации и '' способы безопасного выхода из них. |
Любите ребенка таким, какой он есть. Не ждите от него невозможного!
Занимаясь с ребенком, родители должны помнить, что только интересные занятия, поданные в виде игры, будут эффективны. Не стоит ругать ребенка при неудачах. Исследования психологов, наблюдения опытных педагогов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критического отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными и творческими заданиями. Не сравнивайте малыша с ровесниками, проводите сравнение только с ним самим на предыдущем этапе. Не забывайте отмечать достижения и хвалить ребенка.
Вот несколько способов высказать одобрение:
- Молодец!
- Правильно!
- У тебя это хорошо получилось!
- Ты сегодня хорошо потрудился!
- Прекрасно!
- Я горжусь тобой!
- Я знала, что ты справишься!
- Неплохо!
- Отлично!
- Ты быстро научился!
- Это то, что мне надо!
- Я не смогла бы сделать лучше!
- Я каждым днем у тебя получается лучше!
- Будем оптимистичны: дорогу осилит идущий!
«И боятся чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит». Святой Феофан Затворник
Статью подготовил специалист НОУ ДО УЦ "Рост.ok!", логопед Кизимова Елена Анатольевна.
При составлении статьи использована литература:
1. Александрова Е.С. Первые мамины игры. Литера, 2010.
2. Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л. Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Большая книга развивающих заданий для детей 4-5 лет. Астрель, Академия развития, 2006.
3. Ермакова И. Погори со мной мама! Развивающие занятия для малышей от 3-х лет. Литера, 2006.
4. Колдина Д. Раз, два, три – бум, бум! Игры с мамой на каждый день 2 – 4 года. Карапуз 2013.
5. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. С- П Изд-во «СОЮЗ», 2001.
6. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит С-П «Детство – Пресс», 2000.
7. Черневицкая О. Я играю вместе с мамой. ЮВЕНТА, 2005.