Дела домашние, или обучение в естественных условиях.

Доброго времени суток, наши дорогие читатели. В этой статье мы расскажем Вам о том, как можно развивать  малыша, занимаясь обычными домашними делами.

Влияние родителей на обучение своих детей не исчерпы­вается оказанием материальной поддержки, посещением группы детского сада или занятиями в центрах дополнительного образования. Основное ребенок познает дома из общения с роди­телями, участия в повседневных делах, наблюдений за дей­ствиями членов семьи. Воспитанием речи необходимо заниматься уже в младшем детском возрасте, когда развиваются основные черты характера ребенка, способствующие формированию его личности. После начала появления собственной речи к 3-му году ребенок постепенно преодолевает физиологическую недостаточность в результате несоответствия между сильной потребностью в речевом общении в еще несовершенной моторной подвижностью речевых органов. В этот период трудностей речевого выражения ребенку нужно тактично и незаметно помогать находить правильные формулировки. Эту задачу выполняют прежде всего члены семьи. Воспитание речи направлено на формирование понятий, расширение словаря и правильное использование речевых стереотипов. Ребенку показывают и называют предметы, лица и ситуации. Материал должен соответствовать возрасту и пониманию ребенка. Радостные эмоции вызывают различные детские стихи, любое положительное взаимодействие  с мамой, папой, бабушкой, дедушкой.

Родители могут многое сделать для развития своего малыша, используя естественные, бытовые  ситуации.

В бане, в ванной комнате

Когда Вы и Ваш ребенок вместе:

Вы можете сказать или спросить:

Это поможет Вашему ребенку:

Разрешите ребен­ку играть пустыми контейнерами (флаконами из-под шампуня, мыльницами, пробками)

Экспериментировать с предметами которые пла­вают или тонут в воде: губки, мочал­ки, мыло, пробки, пустые и напол­ненные водой флаконы, игруш­ки, мячики.

Помогите ребенку самостоятельно ухаживать за своим телом, соблюдать необ­ходимые гигиени­ческие навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Куда больше воды поместится?

Куда вода легче набирается? Почему?

Отку­да воду легче вылить?

Посмотри на пузы­ри. Откуда они берут­ся?

Чем можно быст­рее набрать воду в ванночку: пробкой или ведерком?

Какая пробка подходит к этому флакону, мыльнице? Для ка­кой куклы подойдет мыльница в качестве кораблика?

Как ты думаешь, утонет бутылочка или нет?

Что будет, если набрать в нее воды?

Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы она утонула?

Если ты прижмешь ее ко дну, а потом отпустишь, что будет?

Как ты думаешь с чего лучше начать умываться?

Если ты сначала умоешь ли­цо, а потом будешь чистить зубки, что может остаться на щеках и на губах?

Что сначала нужно сделать: намочить щетку или положить пасту?

Давай нари­суем, что сначала, что потом: сначала чистим зубы (рису­ем щетку), потом умываем лицо (ри­суем мыло), вытира­ем лицо и руки по­лотенцем, расчесыва­ем волосы (рисуем расческу).

Научиться устанавливать величину, поря­док убывания или воз­растания размера, объ­ема.

Тренировать действия пальцев рук.

Исследовать и опре­делять характеристи­ку предметов. Делать наблюдения.

Делать открытия и смелее эксперимен­тировать с предметами.

Понимать, что такое объем.

Понимать временную последовательность (сначала — потом).

Понимать причины и следствия.

Осознанно принимать самостоятельные решения, правильные решения.

Самостоятельно дей­ствовать.

Устанавливать причи­ны и следствия.

Быть уверенным и компетентным.

Понимать условные обозначения.

 

 

В магазине.

Когда вы и ваш ребенок вместе:

Вы можете сказать или спросить:

Это поможет вашему ребенку:

Выбираете покупки

 

 

 

 

 

 

 

 

Упаковываете покупки

 

 

 

 

 

 

 

Несете покупки домой

 

 

 

Давай решим какие покупки нам нужно сделать.

Почему ты так считаешь, для чего нам это пригодится?

Из чего мы сможем пригото­вить еду для папы, бабушки, кошки? О ком еще нам нуж­но позаботиться?

Без чего мы не можем обойтись? Сколько сумок нам понадо­бится?

 

Как ты думаешь почему хлеб продается в упаковке?

Поче­му витрины прозрач­ные? Почему у кон­фет такие яркие обертки?

Почему конфеты такие до­рогие?

 

 

Как ты думаешь что можно положить вниз яйца или макароны?

Что лучше по­ложить сверху? Сколько мы всего сделали покупок?

Что мы купили первым?

Сколько хлеба?

Чего больше?

Что самое мягкое?

Что душистое?

Что тяжелое?

Какая сумка у нас была?

Какая стала?

Что самое вкусное для тебя? Как ты думаешь, чему обра­дуется дедушка? А чему кошка Мурка?

Понять основу рациональности, учиться обсуждать проблему с родителями.

 Высказы­вать, обосновывать свою точку зрения.

Понимать назначение похода в магазин.

Понимать значимость и последствия дейст­вий.

 

 

 

Соотносить вес и объем.

Учиться понимать суть явлений, уста­навливать причинно- следственные связи.

Высказывать предположения, искать ар­гументы.

 

 

 

 

Соотносить свойства продуктов.

Закрепить навыки по­рядкового (первый, второй...), количест­венного счета (один, два, три...). Тренировать память.

Сравнивать.

Различать запахи, уз­навать свойства и ка­чества.

 

 

Учиться заботиться о других.

Понимать причинно-следственные связи.

 

Идем в гости

Когда вы и ваш ребенок вместе:

Вы можете сказать или спросить:

Это поможет вашему ребенку:

 

Что для тебя будет большим удовольствием отправиться в гости или остаться дома?

Как ты планируешь вести себя в гостях?

Что ты скажешь взрослым? Детям?

Что сделаешь, если захочешь пить?

Если тебе станет скучно?

Понять, что вы уважаете его мнение, его право выбора. Осознанно относить­ся к своему выбору.

Осознавать и плани­ровать свои поступки.

Прогнозировать ситу­ации.

 

На кухне

Когда вы и ваш ребенок вместе:

Вы можете сказать или спросить:

Это поможет вашему ребенку:

Разбираете сумку с продуктами

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместе месите тесто или печете пироги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместе накрываете на стол, раскладываете еду

Назови, что я купила?

Что нам прислала ба­бушка?

Что я при­несла из огорода?

Что самое мягкое?

Что самое легкое?

Что завернуто в бу­магу?

Чего много, чего мало?

Что пах­нет?

Что пачкается?

Для чего масло?

 

Из чего у меня по­лучилось такое тес­то?

Сколько я поло­жила яиц?

Что сдела­ла сначала?

Как ты думаешь, что было бы, если бы я взяла маленькую мисочку, а не большую каст­рюлю? Что ты чувст­вуешь пальчиками? Какое тесто на ощупь?

Что из него можно сделать?

На что похоже тесто?

Посчитай, сколько человек нужно на­кормить.

Сколько нужно приготовить глубоких тарелок, ложек?

Что нужно сделать сначала, что потом?

Что будет, ес­ли мы нальем суп в мелкую тарелочку?

Где не будет мешать ваза с цветами?

Как сделать так, чтобы всем хватило пирога, салата?

Учиться ориентиро­ваться в названиях продуктов и способах приобретений.

Понимать, что такое объем, вес, размер, цена.

Тренироваться в раз­личении и назывании цвета, формы, частей и деталей предметов.

Понимать хозяйст­венную роль членов семьи

 

Понимание действий, предстоящих измене­ний — яйцо бьется, сахар растворяется, дрожжи поднимаются.

Учиться устанавли­вать закономерности: тесто увеличивается в объеме, значит...

Сравнивать, находить аналогии.

Развивать пальчики, силу рук

 

 

 

 

Научиться считать.

Соотносить количе­ство предметов и че­ловек.

Понимать свойства предметов и учиться правильно использо­вать их.

Логически мыслить, рассуждать. Понимать соотноше­ние часть — целое.

Находить рациональ­ные способы деления.

 

Дома, в гостиной

Когда вы и ваш ребенок вместе:

Вы можете сказать или спросить:

Это поможет вашему ребенку:

Приводите в порядок комнаты

 

 

 

 

Готовитесь к приему гостей

 

 

 

 

Украшаете свой дом

 

 

 

 

Делаете ремонт

 

Как ты считаешь с чего нужно начинать?

Что нам для этого потребуется? Что ты сделаешь сам?

В чем тебе понадобится помощь?

Посмотри, пожалуйста, что у нас не в порядке.

Как ты счита­ешь, что нужно при­готовить для наших гостей? Реши, чем ты займешь свою го­стью.

Как ты дума­ешь, что ей будет ин­тересно?

Где мы по­садим гостей?  Чем будем угощать?

Что тебе нравится (не нравится) в своей комнате?

Как ты ду­маешь, что не нра­вится мне? Почему?

На что тебе было бы приятно смотреть?

Как ты думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?

Чем бы ты хотел украсить наш дом?

Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате?

Какой рисунок тебе нравится? Как ты думаешь, что нужно, чтобы сделать ре­монт?

Чем ты плани­руешь помочь? Сколь­ко нужно человек, чтобы передвинуть шкаф?

Поклеить обои?

Если ты уви­дишь ведро с крас­кой, что ты сдела­ешь?

Если ты уви­дишь открытую ро­зетку, как ты посту­пишь?

Развивать наблюдательность. Учиться планировать последовательность дел.

Правильно оце­нивать свои силы

 

 

Развивать наблюдательность, критичность,

Учиться высказывать оценочные суждения «Я считаю, что...» Развивать умение за­ботиться о нуждах других людей.

Понять основы госте­приимства и придер­живаться их.

 

 

 

 

Учиться высказывать суждения.

Учитывать чужую точ­ку зрения. Фантазировать.

Уважительно отно­ситься к результатам своего и чужого тру­да.

Развивать творческие способности.

 

 

 

Формулировать, вы­сказывать, отстаивать свою точку зрения. Понимать объем пред­стоящей работы.

Оценивать собствен­ные силы.

Прогнозировать воз­можные ситуации и '' способы безопасного выхода из них.

Любите ребенка таким, какой он есть. Не ждите от него  невозможного!

Занимаясь с ребенком, родители должны помнить, что только интересные занятия, поданные в виде игры, будут эффективны. Не стоит ругать ребенка при неудачах. Исследования психологов, наблюдения опытных педагогов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критического отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными и творческими заданиями. Не сравнивайте малыша с ровесниками, проводите сравнение только с ним самим на предыдущем этапе. Не забывайте отмечать достижения и хвалить ребенка.

Вот несколько способов высказать одобрение:

«И боятся чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит». Святой Феофан Затворник

Статью подготовил специалист НОУ ДО УЦ "Рост.ok!", логопед Кизимова Елена Анатольевна.

 

 

При составлении статьи использована литература:

1. Александрова Е.С. Первые мамины игры. Литера, 2010.

2. Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л. Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Большая книга развивающих заданий для детей 4-5 лет. Астрель, Академия развития, 2006.

3. Ермакова И. Погори со мной мама! Развивающие занятия для малышей от 3-х лет. Литера, 2006.

4. Колдина Д. Раз, два, три – бум, бум! Игры с мамой на каждый день 2 – 4 года. Карапуз 2013.

5. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. С- П Изд-во «СОЮЗ», 2001.

6. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит С-П «Детство – Пресс», 2000.

7. Черневицкая О. Я играю вместе с мамой. ЮВЕНТА, 2005.